Форум » Дамаск, булат, клинки » История нам наглядно.. » Ответить

История нам наглядно..

putnic: История нам наглядно демонстрирует принцип рациональности по форме, геометрии, весу, отделке оружия. Всегда стоит обернуться и посмотреть какие техники материалы использовались раньше. Будет виден путь, коим следует идти в работе. Это похоже на тропку в болоте, шаг в сторону и вы уже по уши, вас засасывает. К чему я это написал? Давайте разберемся. Длинномерные клинки необходимо вывести в отдельную область изготовления и отделки, как самого клинка, так и декора. Почему? Причины в первую очередь технические. Клинок нужно изготовить, сырым способом можно, но вы получите – более легкую работу, а характер клинка не раскроется. ( Термообработка раскрывает взаимодействие тканей металла, его неоднородности). Можно получить волны по всему клинку или загиб, и самое худшее пропеллер. Зависит ли это от рисунка стали – ДА. Зависит ли это от геометрии - ДА. Зависит ли это от условий термообработки и мастерства – ДА. К последнему, требования особые. Наличие термозоны, равной длине клинка (нам нужен ровный прогрев). (Металл и так неоднороден, зачем создавать новые факторы риска). Наличие благоприятной воздушной среды. ( У нас длинномер, обдует плоскость, клинок загнется в сторону). Фактор времени (остывание, причем неравномерное). Закалочная среда ( ее плотность, температура, …). Добавить можно многое, я обобщу одним словом МАСТЕРСТВО. Какой напрашивается вывод: до калки чистовой вариант клинка делать можно, но не стоит. Я так делать не стану. Геометрию следует дать приближенную к виду. Каким должен быть допуск. Таким, что бы исправить характер клинка, но не удалить деформационное уплотнение. ( Это часть души клинка, которую вкладывает ему кузнец). Дорабатывая длинномер, снимая часть поверхности, некоторые напряжения начнут перераспределяться. Клинок опять покажет свой характер. ( следует отметить. На длинномере это может произойти и при выполненном условии, термического снятия напряжений). И последнее, красота и прочность- плюс- пластичность в равномерном блике зеркала клинка. Исторический факт : полированные клинки более пластичны на изгиб. И, конечно же, требования по твердости. В зависимости от вида оружия и его применения. Еще заточка. Сколько бы не говорилось, варварство рубить гвозди и бриться. Всегда хочется большего. Но не надо забывать – зубило рубит, бритва бреет. У короткого оружия все зависит от класса. У длинномера есть на это ответ (в основном тупая заточка, или ее отсутствие у части близкой к гарде (парирование удара), далее более острый угол (тяжелый рубящий удар) и еще более острый кончик - для гурманов (надсечь), но само острее, как правило, пробивное.). Тут история и практика использования данного вида. Булат же требует, трепетного отношения к себе. Если простым языком (не металлурга): булат формируется прорастанием в структуре металла карбидов железа (дендритная ликвация углерода при кристаллизации расплава). Получается армированная, углеродная, макроструктура целостная (монолитная), и вместе с тем, разнотвердостная. Причем твердость карбидных соединений крайне велика. На фото как раз видно проросшие кристаллы их величина порядка 1см, в слитке. Пока так. Буду дополнять.

Ответов - 162, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 All

putnic: http://youtu.be/KmdWhVhpXWI Муса знаешь его? Если да, передай мое уважение мастеру.

putnic: Слиток булата

putnic:

putnic: Отмечу сразу. Что написанное сугубо частный взгляд на изложенный материал. Как правило, все мастера являются узкими специалистами в облюбованных областях творчества. Каждая работа вынуждает искать пути к исполнению задуманного. Постоянно возникающие вопросы заставляют чему- то учиться. Нежелание наступать на те же грабли, заставляет делать выводы. Все выше перечисленное относится и к булату, но его обработка имеет свои особенности. Прежде всего, запаситесь терпением. С накапливающимся опытом планируешь количество времени, которое занимает та или иная работа. С булатом надо умножать на 3. Все равно быстрее не будет. Булаты разных мастеров имеют свои отличия, свой характер и свойства. О технологии изготовления я скромно умолчу, не кузнец. Лучше всего булаты описаны у Аносова. Это интересно и увлекательно. Отмечу только, что промышленного производства они не получили по причине яркой индивидуальности булатных сталей. Прежде всего металл нельзя перегревать на момент обработки, поскольку последующий рисунок может блекнуть, а геометрия нарушаться вследствие перегрева. Камни при конечной обработке клинка должны быть мягкими. Иначе выдранные из клинка карбиды царапают и клинок, и камень, отбрасывая вас на начальный этап. Даже не перегретый клинок будет деформироваться, из- за перераспределенных напряжений, то в одну, то в другую сторону. Поэтому стоит его переворачивать, выхаживая противоположные стороны. Зачастую не обходится без правки с предварительным прогревом. По опыту скажу, что только полностью готовый клинок можно отделывать. В противном случае все можно начать с начала. Каждый раз история повторяется по- новому с новыми красками и приобретает практический эпос. Но металл хорош, подкупает и притягивает как живое существо.

putnic: В процессе обработки появляется рисунок булата

putnic: Так карбиды булата царапают закаленный металл

putnic: Так царапается образив

putnic: Тажелая работа, но согласитесь и результат хорош. Ощущение, незабываемое. Легким движением кисти перерезаются деревца в руку толщиной.

putnic: Температура металла по цветам каления и побежалости при нагреве: Бело-матовый – 1250 Светло-желтый -1200 Желтый – 1100 Светло-красный – 950 Красный – 850 Светло-вишневый - 800 Вишнево-красный – 750 Темно-вишнево-красный – 650 Темно-красный – 600 Слабо-светящийся – 550 Серый – 330 Светло-синий – 320 Фиолетовый – 285 Коричнево-красный – 265 Темно-желтый -220 В затемненном помещении.

putnic: Булаты различаются: полосатый, струйчатый, сетчатый, коленчатый. Струйчатый: когда между прямыми линиями попадаются изогнутые. Волнистый: изогнутые линии основа волнистого булата. Сетчатый: если прямые линии короткие, а изогнутые сплетаются в пряди которые распологаются между прямыми. Коленчатый: узор на клинке располагается вовсю ширину так же прядями, но в виде поперечных поясков, непрерывно повторяющихся по всей длине клинка. Крупный узор достигает 10 – 12 мм, средний 4 – 6 мм. Узор всегда светлее грунта. По грунту отличается 3 сорта булатов. Серые бурые и черные. Сам узор может быть белым или серым, блестящим или матовым, чем темнее грунт, выпуклее и белее узор, тем булат больше ценился. Хороший клинок имеет чистый, долгий звук. Очень приятный на слух ( пробуждающий), Клинок поет очень длинно, момент исчезновения звука не улавливается. Хорошие меч, сабля – рубящее оружие, не поют в готовом виде. Это важное условие. Вибрации должны растворяться в рукояти.

putnic: Вообще требования к клинкам в целом, несколько завышены. Это и хорошо и плохо одновременно. Современный технологический уровень позволяет более качественно выдерживать техническую сторону изделий. Получить предельные концентрации тех или иных элементов таблицы Менделеева. Естественно старые кузнецы не имели таких мех, приспособлений. Точность температурных изменений дает возможность выжать из клинка максимум. Если по этим категориям сравнивать современные образцы со старыми, первые явно превосходят. Отмечу это в общей массе изделий. Попадаются очень незаурядные вещи. Но давйте попробуем сравнить, провести обобщенный (поверхностный) анализ. Чем хороши современные работы, лигатурными и роквелловскими характеристиками, глядя на старые клинки, мы можем очень многое. Сами технологии позволяют выполнить совершенные работы и почти удовлетворить ту предельную планку, что ставит нам ценитель. Но что он хочет, предмет, обладающий коллосальной с металлургической точки зрения твердостью. Бумагу, где будет написано 4-5 % углерода. Вещь понтовую, но не настоящую. ( Произойдет в таком предмете спонтанное смещение атомов. И станет он прахом). Виноват ли мастер технологической ветки, я думаю, нет. Таков спрос. Истинный ценитель холодного оружия: созерцатель и практик одновременно. А историческая точность, воплощение практического содержания предмета. Вернемся к истории. Твердость сабель, мечей, шпаг меньше характеристик современных образцов. Закалить то тверже можно было, но в бою сломанный меч это смерть война. В Северных воинских культах – меч ломали, если погибал владелец и только после этого хоронили с усопшим. Считалось иначе душа война не успокоится. Очевидная взаимосвязь. Фильмы создали стереотип удара клинок на клинок , но это исключительная мера зашиты от фатального удара. Антикварные предметы зазубренные и побитые, говорят нам о безудержном рубаке дворянине реже, чем о неопытном красногвардейце в чьи очумелые ручки он попал. Возьмем японские мечи. Олицетворение совершенства. Культ клинка. Отношение к режущей кромке еще бережней. В невероятной точности удара, не последняя роль принадлежит сохранению клинка от зазубрин. Самураи на войну ходили с одним оружием, а для светской жизни имели другое (основным отличием которого был угол затоки режущей кромки). К этому можно добавить, у некоторых продвинутых подлинных ценителей- практиков в почете очень мягкая часть клинка у цубы. Да простят мне неточность языка самураи. Такой меч мягче, где требует практический опыт выживания. Европейское оружие те же требования. Индийский старый булат, мягкий. Зато как он режет. Металл его в массе мягче, но различие твердости компонентов выше, вот и режет плоть как масло. Сыродутный способ итить его кудрить. И последний пример, охотники профессионалы, выбирают для пользования клинки умеренных характеристик. Не сломается, не выкрошится, затупится – заточим, погнется – поправим. Зато с таким ножом можно выжить. Все это относится к длинномерам, к ножам и кинжалам. Пути различны. Но все мы приходим к истине рано или поздно, вот только ценитель и мастер должны на финише обязательно встретиться. Это только мое личное мнение.

Sem: putnic пишет: Сыродутный способ итить его кудрить. Андрей! Скажу тебе - СПАСИБО, за всё сказанное тобой ранее, т.е. до написанного мной сейчас! Рассказано искренне, ярко, завлекающе!!! Долгий путь ты прошел, многое узнал, немалым поделился... Если попытаться высказаться по стилистике Сергея Лунёва: "Познание непознанного - высшая сила Разума! Мы - песчинка, а Знание - Вечность Вселенной!"

булрати: По краям промышленных углеродосодержащих сталей бывают фрагменты с рисунком похожим на булат. Что это булат? Можно его считать таковым?

putnic: В металлургии этот факт известен. Такие фрагменты можно и стоит использовать в ножевом производстве. Кузнецы бывает, используют для улучшения структуры изготавлемоего металла. При травлении выходит рисунок похожий на булат. Кованый клинок из такого фрагмента имеет долю улучшенных свойств. У Аносова есть упоминание. По памяти; он пишет, что современные литые стали промышленные наследники булата. Вывод сам собой. Он же говорит о невозможности получения булатов, массовым, промышленным путем. Но называть промышленным булатом, этот побочный эффект я бы не стал.

Бякин: И это дендритная ликвация! Однозначно вредная ф..ня!

putnic: Бякин, а ты как думаешь? Ты блин кузнец!

Бякин: Думаю:нигилизм нонче в моде. В.И.Чапаев=П.П.Аносов=персонажи анекдотов. Меня наверное тоже плющит,но не настолько. (пришел с работы)

булрати: Туман в кузне?

putnic: Я видимо простоват, не понял смысла поледних сообщений.

putnic: Забавный факт, твердым камнем выводил поверхность клинка, (дамаск Асеева Егора). Возник эффект царапания одного металла другим, т.е., когда выдираемый камнем твердый металл, царапает более мягкий. Это показывает большую разнородность стали, что говорит о хорошем подборе металла. Косвенное свидетельство высокого качества дамаска.



полная версия страницы