Форум » О творчестве и не только » Делай с нами,... » Ответить

Делай с нами,...

Август: Мастера Гильдии в своих работах используют множество уникальных техник,как новых,так и довольно архаичных,например при реставрации старых изделий.Некоторые уникальны и не доступны широкому кругу,с некоторыми попробую познакомить ,возможно круг технологий расширится если мастера почувствуют интерес и понесут технологии в массы.Я попробую рассказать о граверовке на металле,как наиболее близкой мне теме.

Ответов - 247, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 All

Август: С увеличением ширины линии , два образующихся при рассечении резцовины холмика, начнут вытягиваться в трапеции и мешать нормальному втечению металла в подготовленную полость.Если при тонкой резцовине они немного экономят всекаемый металл и улучшают сцепление- в широкой их надо срезать и по возможности выровнить подошву ласточкиного хвоста.В зависимости от ширины линии это делается молотковыми резцами (по аналогии шпиц,бол, или фляхштихель) .Последовательность действий следующая: отгравировали необходимый орнамент с различной толщиной линий,аккуратно рассекаете резцовины ,больше внимания на места пересечений -там всегда борьба интересов одной резцовины над другой,надо выравнивать.Вычищаете подошву от ненужного металла,прочеканиваете чеканком или матуаром,пробиваете полученную поверхность игольчатым керном.Надо стараться сделать такой пушистый ежик-делать огромные зубья не стоит,сцепление это не улучшит,а вот проблем создать может,вплоть до точек на зачищенной поверхности всеченного металла.Затем СЛЕГКА подтягиваете кромки и получаете крайне агрессивную поверхность ,которая готова поглотить все что вы ей предложите.Проверьте с помощью уголька линии орнамента ,подкорректируйте шпицштихелем и вставляйте проволочку, слегка с излишком по диаметру.

маркетрист: Уважаемый Август, расшифруйте цифры на Вашем рисунке, пожалуйста Если "четверка" - это проволока желтого металла, то как сделать ее такой формы и зачем? Зубильце "пятерка" - оно круглое или плоское?

маркетрист: ЧЧЧЕрт, здесь система не привычная, пока дошло, что это не та страница, забодался писать. И куда , думаю, мои посты деваются ?

Август: Расшифровываю-3-чеканок с плоской поверхностью прямоугольной формы, 4- это профили молоточных резцов необходимых для подрезания резцовин и удаления металла после её разбивки,такая форма более удобна в отличие от прямоугольных выборочных-лучше вписывается в резцовину ,не задевает края,трех размеров вполне хватит.5-игольчатый керн для рыхления поверхности подошвы-кусок резца заточен под иголку на конус,можно использовать и трех-четырех реберные,просто круглую проще подтачивать.Проволока для всечки всегда круглого сечения-с квадратным тяжелей работать-все время хочет перевернуться,ещё хуже тянуть.ДЛя рассекания краев резцовины используются плоские зубильца,об этом я писал выше,могу нарисовать или снять,правда с картинками здесь еще интересней.

маркетрист: Спасибо Август.Было бы замечательно,если бы Вы рисовали или фотографировали инструмент, которым выполняются операции. Представьте, что Вашу статью читают студенты художественных лицеев или училищ, и пишите, как будто для них.

Август:

Август: Технологию объемной вставки лучше попробовать с простой формы,не маленькой и не большой-например с дубового листа или даже с ромба.Вначале наносим рисунок выбранной формы с помощью тонкого слоя белил(гуашь) и карандаша.Можно наносить эскизно-для окончательного вида острой чертилкой выбрать наиболее подходящий вариант.По контуру вначале, проходим обычным треугольным резцом,потом можно немного углубить резцовину узким полукруглым резцом-вид 1,2.Потом выборочным плоским резцом, с наклоном (вид 3) подрезаем верх внутренней формы, чтобы при рассечении это брудствер нам не мешал.Дальше рассекаем боковые стороны по технологии ласточкиного хвоста (вид 4),форма носика в сноске,немного скруглив этот носик вы увеличите его сопротивляемость сколу,хотя при таких работах надо приготовиться что скалываться будет часто.После поднятия металла со всех сторон вычищаете подошву до б.-м. ровного состояния (вид 5),рыхлите поверхность игольчатым керном,под углом иногда меняя его на противоположенный,затем подтягиваете края ,как бы возвращая прежние формы,затем с помощью надфиля и наждака выравниваете и зачищаете поверхность металла(вид 6).Здесь основное отличие всечки заподлицо и объемных вставок,здесь начинаются и основные трудности,поскольку эту зачищенную поверхность желательно сохранить в первозданной чистоте,не задевая резцами.Можно конечно использовать для выравнивания изрезанной поверхности (при срезании образующегося облоя)матуар,но вспоминая классика ,это уже будет осетрина второго сорта.

маркетрист: Уважаемый Август, какую марку стали Вы посоветуете использовать для этой работы? Я имею в виду основную пластину. Из какой стали лучше изготовить инструмент?

Август: Для основной пластины подойдут марки стали, где нет лигирующих элементов.Для начала ,эти дополнительные сложности лучше обойти.В диапазоне стали количество углерода большого значения для граверовки не имеет,если есть возможность используйте конструкционные марки СТ40,СТ50.Для резцов используютя Р18,Р6М5-ударопрочные марки с вольфрамом и молибденом.Найти сейчас такие резцы стало сложно,инструментальный цех ТОЗ видимо уже не работает,есть умельцы распускающие цирк.пилы из Р18 на лапшу, пара таких резцов у меня есть-немного мягковаты,но режут.Прокат таких сталей не дефицит,просто у них довольно сложный процесс термообработки,у нас все законы ,даже физики,соблюдаются не полностью,поэтому найти приличный резец трудно, даже там где их делают.Для чеканков подойдет 9ХС ,эта сталь обычно используется для изготовления матриц и пуансонов при прессовании,можно использовать развертки различного диаметра убрав лишнее на шлиф.круге.Для маленьких чеканков и матуаров подойдут хвостики отечественных надфилей У8,У10,закаливать такой инструмент в случае необходимости можно самому ,например пламенем газовой горелки.

маркетрист: Спасибо Авгууст. Если можно, еще вопрос, извините за дилетанство. На рабкугеле (на шаровых тисках) наверное удобно работать штихелями, но, думаю ,не очень удобно работать молоточьными резцами, шар будет постепенно сползать. Граверные тиски помещенные на фотографии в статье О.Семенова "Мастер класс для потомков" это необходимый инструмент для работы? Можно ли его где-то приобрести?

Август: Если шаровые тиски достаточно тяжелые,то работать на них молоточными резцами будет возможно, поместив в кожанный тор заполненный песком,можно приспособить какой нибудь зажим.Тут принципиальное отличие в следующем-молотковыми резцами работают, как правило, стоя "танцуя" вокруг тисков всем корпусом получается плавная и равномерная подача резца.Штихелями сидя, в зоне кистей рук вращая рабкугель. Граверные тиски на шаре как на снимке в статье,в Туле купить вряд ли получится,их делали партиями на заказ,в основном разошлись по мастерам не только для граверовки,они вообще очень удобные.Похожие я видел на выставке "Охота и .." в Гостинном дворе,если не ошибаюсь ,то немецкие,с разным креплением к поверхности.В Москве я думаю можно найти современные аналоги,раньше много всякого инструмента было на Птичке.Гланое чтобы они вращались вокруг своей вертикальной оси ,лучше на 360,шар это уже комфорт. Вопросы задавайте без проблем,мы все учимся и все в какой-то степени дилетанты,смотря как сравнивать

Август: Теперь можно перейти к вырезке листа для вставки.Раньше ,чтобы получить точную копию подготовленной поверхности ,накладывали пластинку вставляемого металла и ударом молотка получали оттиск,который потом вырубали зубильцами,позже стали использовать лобзик по металлу.Я использую следующий способ-(вид 6)покрываю подготовленную поверхность тонким слоем типографской краски,просто легкий налет,можно использовать мягкий карандаш и т.д.Затем наклеиваю прозрачный скотч,разглаживаю пальцем,сняв скотч получаю точную копию поверхности,потом наклеиваю на пластину из вставляемого металла.При выпиливании лобзиком получается форма, практически не требующая подпиливания,можно разделить вставляемую форму на части -лист, черенок,желудь,часто это необходимо поскольку вставив лист желудь уплывет в сторону от своего посадочного места.По возможности, придав пластине выпуклую форму вид 8,(перед вставкой надо обязательно отжечь),достаточно сильным ударом по центру сажают наш лист в подготовленную полость.Я использую стальной чеканок с рабочей поверхностью 10х12 мм и тяжелый граверный молоток.Если лист с первых ударов не закрепился ,молотить дальше нет смысла,лучше все подготовить более тщательно и попробовать еще раз.

Август: Как только вы почувствовали, что лист сел,чеканками меньших размеров пройдите по краям ,потом опять большим чеканком по середине.Можно повторить еще несколько раз-все зависит от мягкости и пластичности вставляемого металла.Чистые цветные металлы- пластичны и залезают так,что в случае необходимости выдрать единым куском не получится,сплавы наоборот -с увеличением твердости посадка в основном идет за счет изменения геометрии вставляемого листа.Теперь о неприятном-при посадке образуется облой(вид9) иногда сильно меняя форму вставляемой пластины,поэтому эти излишки надо срезать, угадать где кончается облой ,а где начинается основной металл трудно.Немного может помочь еще один, заранее снятый слепок на скотче-его можно наклеить на бумагу,а можно сложить еще с куском скотча и получить прозрачный слепок.На ровной пластине ,вследствие неодинакового уплотнения граница облоя иногда видна.Аккуратно ,треугольным или узким полукруглым ,ручным или молотковым ,подрезаете облой стараясь не задевать основную пластину. При достаточной сноровке и времени это получается.Затем разрезаете и расчеканиваете полученный лист по своему вкусу,проводите жилки,можно добавить фактуру,а можно оставить блестящим.Чеканка это еще один большой и не простой раздел,здесь точно необходима работа на натуре,одной теорией не обойтись -должны чувствовать пальцы ,как тянется металл.

Август: Здесь я показал "классический" вариант всечки проволоки и объемных элементов, много мастеров делают великолепные работы используя именно такую технологию,хотя она не лишена некоторых недостатков.Существуют варианты её "тюнинга"-мелкого и покрупнее ,наверно у каждого мастера,хочется надеятся на их посильное участие и советы.Иногда споры о правильности вариантов, доходили чуть ли не до драки-здесь можно просто поговорить никого никуда не посылая,даже по ссылкам.

маркетрист: Уважаемый Август, большое спасибо Вам за статьи и очень дельные советы. Я очень надеюсь, что на этом Вы не остановитесь и поделитесь своими бесценными советами и по другим приемам и техникам гравировки, например, "золочение" фонов. Если можно, по подробнее о инструментах и их заточке.

Август: Я думаю рассмотрим мы и другие приемы,хотелось бы общение вести в форме диалога со стороны посетителей и массовиков-затейников этого форума.Несмотря на вдумчивое присутсвие- все молчат,бросили курить и фоторепортажить.Есть ощущение одинокого плясуна на большой гулянке-даже если еще раз вмазать веселей не станет.Мастера утонченных форм и изощренной композиции третьего плана-присоединяйтесь!

маркетрист: Да, уважаемый Август,Вы блестяще танцуете, а я уже отбил ладони аплодируя. К сожалению, я не гравер, а только учусь, поэтому не могу поддержать ученый диалог. Могу только назойливо задавать бестолковые вопросы и аплодировать. Подождем когда подтянутся мастера утонченных форм .Я говорю это без всякой иронии.

Август: Немного на отвлеченную тему-прочитав статью М.Задорнова,задумался о словообразовании в нашем великом и могучем,поразило сохранение в языке слов с использованием имени египетского бога солнца -РАсвет,РАса,РАдость,РАдуга,гоРА-здесь как слышится,поскольку написание придумали значительно позже.У Задорнова там есть еще интересные примеры,ловишь себя на мысли почему раньше этого не замечал. У другого автора есть интересное толкование происхождения названия МоскВа и ДаМаск здесь фонемы переставлены местами в начало и в конец слова(а там читают в другую сторону),ма и да в словах общих по смыслу, часто меняют друг друга.

маркетрист: В этом плане , Август, мне нравится расшифровка Задорнова слова БОГАТЫРЬ -тырить Бога, он утверждает, что со старославянского "тырить"-значит обретать.Получается- БОГАТЫРЬ это человек, в котором много Бога. Правда у Даля слово "тырить" означает -спешно идти, а на языке мазуриков-красть,стащить. Ну не будем углубляться в дебри лингвистики, а то нас попросят перейти в курилку.Поговорим" о нашем-о девичьем". У меня, как всегда, вопрос, не бойтесь, не о гравировке. Здесь мы решили ждать М астеров утонченных форм. Мне по случаю попали в руки старые штихеля, посылаю фтографии с клеймами на них. Вам такие не встречались? Знакомые ювелиры говорят, что они из мастерской М.Перхина (одна из мастерских К.Фаберже). Им встечались такие,те,которые они видели пришли от "дедушек" с Монетного двора, а тем, в свою очередь, достались от "дедушек" Перхина.

Август: Видимо судьбы штихелей ювелиров и граверов несколько отличаются-самый старый инструмент который я видел можно отнести к 40 годам 20 века,остались только клювики с удлиненными ручками,скорее всего swiss.После ВОВ большое количество самых разнообразных трофеев поехало к нам,а некоторое количество мастеров,в том числе и с Тульского оружейного завода(где до сих пор работает расточной станок со стертой свастикой) отправились для обучения в Германию,дабы эти трофеи можно было восстанавливать,ремонтировать,проводить сервисное обслуживание на месте.В это время в Туле, вновь начала формироваться школа оружейной граверовки,сведенная на нет после революционных событий 17 года и последующей борьбой против буржуазного влияния.Большой толчок в развитии был в период массового увлечения охотой партийного руководства всех урововней,а также привлечения к этой русской забаве коммунистических лидеров братских стран- от Фиделя до Ким Эр Сена,любивших например стрелять из граверованных ,покрытых золотой всечкой АКМ. На одном из снимков увидел знакомое-современные швейцарские штихели у меня имеют надпись GLARDON+BALLORBE,наверно потомки. Тишиной мастеров не завлечь,поэтому будем набивать фон( надо как-то изобразить)-может сбегутся на топот. По поводу лингвистики-граверуя надо обязательно давать глазам и голове переключатсяна что-то другое,посмотреть вдаль ,раньше перебирали цветные лоскутки в коробке,курить не советую ,табак снижает содержание витамина А,а он так необходим для зрения.Это поможет не давать глазу "замыливаться" и допускать меньше ошибок,да и вообще понять что ты делаешь.



полная версия страницы