Форум » О творчестве и не только » О разном и об охоте. » Ответить

О разном и об охоте.

putnic: Фото любезно предоставил "Яша"

Ответов - 278, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All

yashka: Это верно,я прекрасно понимаю о чем вы говорите.Самое то,наверно,это соединить оба элемента-и этическое отношение к охоте,и полезное мясо зверей,ведь часто в городе едим черт знает что... Тут,окруженный всеми анимистами,я много про это думал.Было у меня всегда такое правило-если зверь сам ко мне домой забредал,то я его не трогал.Даже если очень деньги были нужны.(Волки часто появлялись,а их шкура где-то от 200 до 400 долларов).Показывал детям,фотографировал,если было чем.Это поведение индейцы сурово осуждали,не раз мне за такое делали выговор.Считается тут что если зверь вам себя "отдает",то отказатся,намеренно,оскорбление.Вам дарят-берите,а то обидятся.В этом очень много смысла,и вообще мудрости в местной культуре/религии очень много.Мне заняло много лет начинать замечать подробности всех здешних обычаев.

yashka: Еще к чему я тут долго не мог привыкнуть это полное отсутствие концепта "подарок".Любой поступок вознаграждается непременно,по очень точно определенной шкале,или создает ситуацию задолженности.Это не только в местной "культуре",но и у всех Североамериканских индейцев. Смешной случай-когда колонисты только приехали,в первую их осень в Америке индейцы притащили им кучу продовольствия.По понятию колонистов-из добрососедских побуждений,поделится,и т.п.Оттуда,и до сих пор,проишодит и празднуется "День Благодарения".Оказывается,дело было совсем по другому.Колонистам было очень туго,и огромное количество их помирало,от цинги,да и от всего прочего.Индейцы заметили что для умерших никто не справляет нужный обряд-"потлач",и решили что это потому что мало было с чем справлять.Потому-то и притащили,так как если прогневить дух умерших,то всем бы досталось вокруг,вне зависимости от национальности или вины. Так же,и более уместно,было такое.Индейцы враждебные друг другу менялись вещами так:Выходил один на поляну,клал что нибудь на землю,и уходил назад в кусты.Теперь выходил другой,с противоположной стороны,и рядом клал то,что предпологал в обмен,уходил.Выходил опять первый,смотрел,и,если был доволен,забирал предмет обмена.Белые в это не вникли,и,думая что это подарок,просто забирали.Считая это кражей,индейцы,ночью,забирали свое назад.Оттуда поговорка:"индейский даритель",в смысле подарил-а потом назад забрал.

yashka: К чему это я в этнографию ударился,это пришел вчера Тэрри,и принес мне мою долю того что он изготовил из пилы,которую я ему дал.Хотя пила была совершенно безполезная,с помойки,и дал я ее ему просто совсем так,но автоматически я был вставлен в определенный,очень строгий список. Когда здесь делается потлач для умерших,то очень сложным образом расчитывается кто-что получает на раздаче "подарков"(что в свою очередь ведет к ответной задолженности).Все это очень сложно,и,для меня неестественно,и я теряю нить постоянно.Но мне как белому(читать-придурковатому),это прощается.


маркетрист: Да, у вас там ритуалы - почище церковной службы. Давайте мы пришлем вам самовар, в обмен на снегоступы, совершим обряд "потлач". А еще можно прислать нашу русскую гармонь. Прикиньте "картину маслом" - индейца с гармонью в руках. А , если без шуток, индейцы играют на каких-нибудь музыкальных инструментах? У вас на фотографии т.н. нож- улу, им пользуются наши эскимосы. Им, вообще, удобно работать? Или обычный нож более привычен? В наших деревнях таким пользуются как сечкой, рубят на зиму капусту, или по другому - делают крошево. Из него потом готовят щи. А каковы особенности местной кухни, вы что-нибудь готовите, что в России не принято или не знают? Вот, например,наши северные народы, чукчи, якуты. готовят ворвань. Тюлений жир заворачивают в шкуры и закапывают в землю. Там жир перепревает, ферментируется и его едят. Эта еда заменяет им витамины, других-то нет. Правда запах от этого кушания такой,что европеец выдержать не может, не только что есть.

yashka: Это вы,многоуважаемый Маркетрист,это очень четко подметили-вся старая система запретов("хктлани",по ихнему)была настолько сложна,что старушки непрестанно это про себя повторяли,бормотали весь день,всю жизнь занимало выучить(тут,кстати,матриархат).Обратились все они в христианство с радостью-намного легче запомнить.Но еще была причина.Их религия очень была схожа, и до миссионеров-был рай,потом было падение,по причине греха,потом был потоп,и много еще сходства.Св.Герман Аляскинский тут(на Алеутских островах)вообще наткнулся на племя христиан,с шаманом во главе,к которому ангел с крыльями являлся.Мудрый старый Герман после этого перестал ездить и проповедовать. Насчет музыки тут интересно.После русских здесь появились шотландцы,и у них индейцы переняли скрипку,гитару,и гармошку(и губную,и настоящую).Научились очень здорово,и пошло дело.До телевизора(70-е годы),все собирались у кого нибудь дома,почти каждый вечер,играли-пели(ну,конечно же и бухали).Танцы были несколько раз в неделю,и сидеть-смотреть было запрещено,всем наказано было танцевать.Люди нашего возраста(мне 42)танцуют красиво,просто на заглядение,все очень технически сложные танцы 40-ых-50-ых.Теперь все сидят по домам,смотрят телевизор,мечтают о том как бы в Лос Анжелес перебратся,и там кинозвездой заделатся...грустно.Но на потлаче еще танцуют,на третий день его,вообще потлач великое веселье-даром что это,технически,поминки.Жрачка потрясная,и качество,и,особенно количество.

yashka: Нож этот не совсем улу.Тэрри(да простится мне)не очень хорошо все выполнил.Улу это сектор окружности,а "клабаас"(женский нож)это обычно слегка больше,и лезвие это отрезок логарифмической кривой.Передний кончик выступает дальше,и изгиб от него до заднего все круче.Работать с ним гораздо удобнее,если навострится.Особенная разница,он не убивает ваше запястье,даже после многих часов.Интересно мне всегда было его происхождение.С одной стороны,в Европе он распространен,спокойно мог от русских,или тех же шотландцев придти.Но,с другой стороны,это "ткла-" означает так-же и местный кремень,и похоже что такие с неолита из камня делали. Пищи тут особенно экзотической нет.Готовят более почти как русские,чем американцы.Рыба,и все сушеное,холодного копчения,как вобла(Воблы самой почему-то нет,когда я делаю-дивятся).Вот,разве что медвежьи лапки,это специфически местное.Их варишь час примерно,и тогда за шерсть стаскивается кожа,вся очень чисто сходит,даже между пальцами,и тогда варишь еще.Очень вкусно,но выглядит точно как человеческие.Американцы,при виде подобного,восклицают нехорошие,расистские эпитеты,но очень же они привиредливы,эти американцы.

маркетрист: Ваши рассказы, Яков, читаются как статьи в популярном у нас журнале "Вокруг света". Но статьи пишут журналисты, которые приехали, наделали фотографий, взяли интервью и уехали. А вы там живете и, естественно, впитываете культуру, обычаи и мировозрение коренных жителей. Поэтому Ваш взгляд, изнутри, более объективен и правдив. Интересно, индейцы сохранили свой язык или все уже перешли на английский? Учат ли детей в школах местным наречиям, передается ли как-то исконно индейская культура дальше по поколениям. Как я понял, их религиозная культура постепенно исчезает. По окончанию института меня распределили на работу в республику Коми, там я прожил 4 года. Самая большая проблема - коренное население не желает сохранять собственную культуру. И хоть в школах преподают родной язык, по телевиденью идут передачи на языке коми (правда половину из того, что они говорят можно понять, много слов из русского), местные жители говорить на своем не хотят и, вообще, русский для них родной. Много смешанных браков, дети уже воспринимают себя русскими и язык одного из своих родителей не знают и знать не хотят. И так происходит повсеместно, где живут малые народы Севера.

yashka: Ох,сложнейший это вопрос,Маркетрист(или это я шизанутый,и сложность это мне мерещится...).По простому-нет.Детей наказывали за использование их языка,забирали из семей,посылали учится в интернат далеко отсюда.На языке(Коюкон Атабасканский)говорят только горсть последняя старушек,(и антропологи в Фербенске),да и то на примитивной версии.Более сложная,ритуально/церемониальная версия только существует на бумаге.В словаре,составленном Архиепископом Роу,кто,так-же,и письменность придал этому языку,и был сам последний из говорящих на нем. Галина-место очень специфическое по своей продвинутости в направлении ассимиляции,в окружающих деревнях иное дело.Генетически,все перемешаны,чистокровных Коюконов больше не существует нигде. Но...(теперь от фактов-в мое больное воображение).Дух здесь витает.Столкновение совершенно различных "культур":земледельческой и охотничей.Разница-как день и ночь,и результат очевиден.Настоящей ассимиляции не существует-даже то(очень незначительное)число индейцев кто выбирается в учителя,администраторы,и т.п.,несут в себе какую-то обреченность,под поверхностью,трагедия геноцида читается слегка даже привычным глазом.А это самые умные/удачливые,большинство влекут странное существование на государственном пособии,и обреченность висит в воздухе,проявляясь практически во всем...

yashka: У самого меня "религия" просто полностью отсутствует,Библия для меня это просто важный человеческий документ,как,скажем,"Война и мир",но,не так давно беседовал я с одним другом-индейцем,и человеком очень искренне верующим в христианство,и он такое мне сказал. Есть в Ветхом Завете пара случаев где Бог ставит такое условие "избранным"товарищам.Мол,землю обетованную я вам дарю-вся ваша,но:на ней живут люди,и я вам наказываю их всех истребить,и не в коем случае не брать их женщин в жены,а их детей-в рабство.Иначе будут они всегда вашими врагами,и худо всем от этого будет.(Логика довольно простая-если у тебя совести хватило отобрать у человека все ради чего стоит жить,так уж забирай и саму жизнь,чего там стеснятся). Вот так и друг мой Гилберт такого мнения-подло не иметь присутствие духа докончить ограбленного,униженного врага.Оставить его в живых,мыкатся потом по земле,всегда помнить что все это было его... Не это ли,случайно,тут происходит?Гилберт думает что именно это.Сам я запутан,и,с годами,судить все сложнее...

маркетрист: Мы в Советском Союзе были воспитаны в духе солидарности освободительной борьбе индейского народа. В "красных вестернах", где главный герой Гойко Митич неизменно побеждал призренных бледнолицых, всегда воспевался героизм наших краснокожих братьев. Я и сейчас , когда работаю за верстаком, люблю посмотреть, в пол глаза, какой нибудь спагетти- вестерн, что-то в этом есть ностальгическое, из детства. Помню мы делали луки и играли в индейцев в пионер лагерях и во дворе. Романы Ф. Купера все мальчишки знали, вплоть до цитат, и в игре ими говорили. Так что индейская культура - это и частичка нашей культуры. Сегодня в новостях передавали репортаж, что в Калифорнии и на Аляске вновь началась золотая лихорадка. В связи с подорожанием на рынке золота, старатели ринулись намывать песок. По оценкам специалистов в 19 веке, когда был первый бум, было добыто не больше 15%. Показали народ, стоящий в доль рек и моющих золото. За день средний старатель берет около одной унции желтого металла, что стоит 1000 долларов. Сразу вспомнил про Вас, может надо не рыбу ловить, а самородки в реке искать.

putnic: Индейцы яркие представители племени охотников, добытчиков и пионеров новых земель. Когда-то они пересекли примерно 8-10 тысяч лет назад, если судить по найденным стоянкам, ледяной перешеек, связывающий два континента. И по побережью заняли весь континент Америки. Отголоски культур и культов, родственных народам Сибири, Камчатки, всего северного побережья Евразии находят в Амазонке. Не великий ли народ. Много мест сейчас для покорения осталось? А много ли мест для охоты, если раньше это был весь континент? Человеческому социуму, если его расценивать как некую общность по интересам, вообще свойственно сводить к минимуму особей по образу жизни, идеологическим представлениям или душевной организации не соответствующих большинству. Поскольку профессиональное деление в обществе или специализация настолько сильна, что ее можно сравнить с национальностью, примеры уничтожения одних другими мы сами того не замечая, видим каждый день. Что ходить далеко мы с вами переписываемся в Интернете, а раньше писали бы письма. Много сейчас почтальонов? Но кто сейчас откажется от мгновенного общения? Войны нужны, когда идет война. Когда мир их численность сразу регулируется. А, что становится с лишними? Или возьмем в пример агрессивных по природе. В популяции обезьян проводили исследования, оказалось в общей численности присутствует процент агрессивных особей, их обезьяны уничтожают сообща. И только особи менее агрессивные занимают место лидера. Иными словами соответствующие интересам общности. О берсерках столько мифов и легенд, что стало с ними в Скандинавии? Особым указом, граждане должны были забить берсерка дубьем, а то он к железу не уязвим. Жены их причислены были к ведьмам и их учесть понятна. Зато во время войн - некоторые из них решали исход битвы. Но, что тут можно сказать? Да ничего! Никто не хочет иметь непредсказуемого собеседника, попутчика или соседа. Если взглянуть на некую этническую общность народов Сибири и Аляски, на всех представителей архаических культур, всем им сейчас живется не сладко. Но ворон всегда находил возможность получить добычу, перехитрить и выторговать воду. Пусть старые вороны несут предания, а молодые совершают подвиги преодоления. Тогда пробьют они клювом вновь небесный свод и добудут свет для своего народа, так говорят предания. Что индейцы, кому нужны белые покорители, исследователи и путешественники? Разве, что "клубу путешественников" и резервации на канале "дискавери". Земледельческая культура повсеместно вытеснила охотничью. Но процент воинов и охотников в обществе всегда есть. Как в улье у пчел и в муравейнике у муравьев. Простите за сравнение. Ливанов - лучший Шерлок Холмс. Войко Митич - самый индейский индеец на все времена

маркетрист: Красиво пишите, Путник, и интересно. Вот чем мне нравится наш форум - можно спокойно написать длинный текст и глубоко копнуть любую тему. И знаешь, что тебя прочтут, что это кому-то надо. У меня жена сидит на форуме домашних животных, где зарегистрировано 1700 человек. По вечерам одновременно в сети по 70 абонентов. Трещат как сороки. Пишут по одной строчке, более длинные тексты никто не читает, пробегают ниже. putnic пишет: Ливанов - лучший Шерлок Холмс. Войко Митич - самый индейский индеец на все времена А Михаил Боярский - лучший Д Артаньян.

маркетрист: Господа, взял сегодня билеты. До встречи в Москве, на общем собрании.

putnic: До встречи, к сожалению буду только к вечеру.

маркетрист: Вернулись с ежегодного собрания Гильдии. Думаю в ближайшее время ребята вывесят много фотографий.

yashka: Всем большой привет. Нового ничего особенно нет,последнее время,вот красивый свет сегодня утром над рекою,не знаю насколько это передастся на фотографии. И есть еще вопрос по истории оружия.Не знал если уместно бы было открыть новую тему.Хотел бы спросить если кто нибудь случайно знает существует ли классификация/типология наконечников стрел?Особенно средневековых,но все от где-то 6-го до 15-16-го в.Один знакомый мне англичанин попросил поискать,но и мне самому очень эволюция оружия и соответствующей металлургии очень интересна. URL=http://www.radikal.ru][/URL]

putnic: Хорошо то как!!!

маркетрист: Да, а зори там тихие, как и у нас.

маркетрист: Дорогие друзья, многие фотографировали нашу всречу в "Березовой роще". Вывесите, пожайлуста, посмотреть что получилось. Может кто-то поснимал красивые виды Оки. Думаю, Якову на далеком Юконе это будет интересно, ну и конечно всем, кто не смог попасть на наш слет. Хочется сказать самые теплые слова благодарности С.Г.Белову за организацию этой встречи и чуткое руководство. Он дал возможность не только познакомится многим из нас, но самое главное пообщаться. Самое ценное в этих ежегодных собраниях - это роскошь человеческого общения.

putnic: Это точно, присоединяюсь! Я себя на год наказал



полная версия страницы