Форум » О творчестве и не только » Гравировка » Ответить

Гравировка

Александр: Добрый день.С кем можно пообщаться по гравировке ?

Ответов - 135, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Котика: Не знала куда выложить, если интересующиеся со стороны будут, наверняка в этой теме будут искать. Очень полезная книга для тех, кто хочет уметь гравировать не только образцы нацарапанными другими. http://www.artbookl.com/archives/749

dimovengraving: Спасибо Котика , еще с первого взгляда книга очень понравилась

Котика: На самом деле спасибо Андрею , он поделился ссылкой http://zelad.livejournal.com/


маркетрист: Александр, зайдите в тему "Делайте с нами". Там целый цикл лекций с коментариями и иллюстрациями, написанный Августом. Там же можете задать свои вопросы.

Август: Немного можно добавить к написанному ранее по молотковой граверовке- с чего и как начинать,как подготовить инструмент и руки.

маркетрист: Август пишет: Немного можно добавить к написанному ранее Если добавите, и лучше если много, с огромным интересом прочитаем и примем на вооружение.

Nasgul: маркетрист пишет: Если добавите, и лучше если много, с огромным интересом прочитаем и примем на вооружение +1 присоединяюсь!

Александр: Кто может помочь советами по молотковой граверовки ?

Август: Тут в той или иной степени бывает много людей,которые могут дать вам много советов-если что-то конкретно интересует- спрашивайте,постараемся ответить.

Александр: Уважаемый Август в молоточной граверовке меня интерисует всё с самого начала.Вплоть от изготовления инструмента до воронения в домашних условиях.

маркетрист: Август, у нас в Питере молоточковые резцы называют "графчики", наверное от латинского "график" - писать. Не встречались с таким названием? Я знаю ижевцы наваривают на рабочую часть графчика кусок Р-18, а дальше его калят (как?) и уже затачивают. Несколько резцов мне по заказу привезли от туда.

Август: У нас какого-либо названия для молотковых резцов нет -графчик мне нравится,четырехгранному с сужением на один конец это подходит.Хотя видел я и круглые из Р18 ,и специальные для вставки в цилиндрический патрон.Видимо попытки экономить Р18 начались давно,это и переход на Р6М5 и различные конструкции,один из вариантов используют ижевцы.Мне кажется что при массовом производстве быстрорежущего инструмента это оправдано,а вот экономить на граверных резцах это перебор,тем более что сейчас все эти стали не в дефиците,да и цена отличается не слишком.Калить такие резцы необходимо как сталь Р18-это нагрев до 1270-1290 ,калка в масло, трехступенчатый отпуск при 550-570,правда специалистов по калке Р18 я не знаю.У нас в цехе на круглом прокате из Р18 висели шторы,прокат мы потихоньку заменили и понаделали инструмента,цел и в идеальном состоянии до сих пор.

Nasgul: Август пишет: Видимо попытки экономить Р18 начались давно,это и переход на Р6М5 Август, а Р6М5 на много хуже для изготовления штихилей и др. инструментов подобной направленности? Дело в том, что я у сотрудников конфисковал поломанные метчики, сверла, развёртки и т.п. и потихоньку пытаюсь из них сделать себе немножко инструмента, а почти всё вышеперечисленное из Р6М5.

Август: Как правило,резцы из Р6М5,если они прошли качественную калку ведут себя очень хорошо ,практически на любых сталях .Проблема в том что повторяемость результата в нашей стране,вещь пока недостижимая и резцы попадаются с большими отклонениями от нормы.У меня около сотни резцов из Р6М5 , резать которыми сталь невозможно -загинается носик.Покупал я резцы с рук-примерно один из пяти нормальный.Может стоит обратиться с письмом в Ижевск заинтересованным людям по почтовой пересылке граверных резцов,в Туле похоже с этим полная труба.Есть у меня пара молотковых резцов из распущенной в лапшу циркуляционной пилы из Р18,немного мягковаты,но по обычным сталям довольно нормально стоят,из разверток получаются хорошие чеканки,делать резцы не очень получится,поскольку сверла и метчики максимальную твердость имеют на режущих кромках,сердцевина более мягкая и вязкая.Но понимая ,что у нас бывает всякое ,надо пробовать в каждом случае отдельно .Есть у меня хвост 4 мм длинного сверла,попробую заточить,расскажу что вышло.

Nasgul: Август пишет: попробую заточить,расскажу что вышло Буду ждать результатов и спасибо за развернутый ответ. В силу многих причин пока приходится пользовать подножные материалы

Рамзан: говори

Рамзан: попробуй р 18 они я думаю лучше

Август: Большая часть инструмента у меня сделана из "подножных" материалов-просто так удобнее,есть специальные заготовки под чеканы,но как-то не идут они в дело.Резцы дело другое,тут важна технология их производства.Открыв любую газету с рекламой вы наверняка встретите предложения по различным сталям,в том числе и Р18 с доставкой,но с минимальным заказом около тонны,одному мне это многовато.Спасибо Якову за заботу по пересылке резцов с Аляски,но думаю что выход надо искать на нашем континенте.Проблема с резцами вызвана уходом молотковой граверовки(проверка текста старательно подчёркивает это слово) ,переходом на другие технологии вынимания металла.Отчасти и моя попытка рассказать о ней связана с этим,не хочется чтобы эта граверовка перешла в разряд вымерших. Была интересная встреча М.Задорнова с языковедами по тв у Гордона.Удивительно ,что как-то обосновать свои возражения по гипотезе происхождения слов связанных c Ра в русском языке ученые мужи не смогли,мало того их выражения и поведение было в явном противоречии с наукой которой они занимаются.Гордон вообще стал обвинять Задорнова в потакании великорусского шовинизма и движению скинхедов-"Вот просто так, ничего не делая ,связав себя с древнейшей цивилизацией,стать великим народом".По моему наш народ столько всего понаделал,хотя-бы в двадцатом веке-другим хватило-бы на тысячелетие своей истории.Из личного-все знают о выпадении росы на заре,по ней и косили траву.РА-СА ничего не напоминает?

S.G.: Андрей! Если ты не был на сайте М. Задорнова зайди... http://www.zadornov.net/3uho/#19062006 Это не по теме этого раздела... Но для информации...

маркетрист: S.G. пишет: на сайте М. Задорнова Да уж это точно:"Конец света настанет тогда, когда все захотят стать торгашами". Спасибо за ссылку,S.G.

маркетрист: Август, давайте поговорим о молоточковой гравЕровке. Я все жду обещанного развернутого рассказа об этой технике. Во-первых, не могу согласится с тем, что она переходит "в разряд вымирающих". Она перешла из разряда достаточно распространенных (в 19-ом веке), в разряд элитных. Как сейчас модно преподносят оружейные журналы, техника применяемая на ружьях категории "Люкс" ( Питер Хофер, например, и др.) Только, может быть, вернемся в "Делай с нами", где Вами было написано о других видах гравЕровки. Не будем растаскивать Ваши тексты по разным темам, пропадет целостность впечатления.

Август: Согласен-возвращаюсь.

Sem: Август возвратился на прекрасно развитую собой страницу (искренне говорю), а эта с однозначным названием остаётся бесхозной... Обидно! Думаю, что смогу войти (в меру своих временных возможностей) в тему граверовки, близкую мне не по наслышке, и может быть получится оказать посильную помощь этому мастеру в нелёгком труде - рассказать печатным словом то, что и даже видя как делают другие сложно повторить (особено ученику, ещё даже не осознающему в какой воз он впрягается). Главное понять, что гравер - это "вечный" ученик, т.к. нет предела совершенству мастерства! Нет, немного исказил истину, как только Мастер перестаёт видеть недостатки своей работы, как только он ощутит, что ему всё в ней нравится, ВСЁ! край, обрыв, "шоры на глаза"... останов в творчестве! Значит надо всю завесу срывать с болью, с кровью, с потом и ... прорываться дальше! Не по нужде, а по желанию и призванию. Многогранность этой профессии раскроется, только через нелёгкий труд. Мастера из Питера и Брянска, с которыми долго беседовал о проблеме скудной информации по граверовке, просили дораскрыть тему из журнала "Оружие" №12 за 2006г. Правда не знаю как можно сжать материал до размеров Форума. С этим проблема. Мог бы начать рассказ об инструменте гравера, просто добавив информацию, напечатанную в том журнале. Рассказ лучше начать с названия резцов и характеристики каждого. Рис. Основные профили штихелей: а – шпицштихель; б – фасеттенштихель; в – мессерштихель; г – болштихель; д – фляхштихель; е - шатирштихель (фаденштихель); ж – юстирштихель; з – грабштихель.

маркетрист: Sem, Ваша статья у меня есть. В свое время она стала как-бы настольной, пока не открыли форум и мы не начали вживую общаться с Августом. Статья замечательная, но в журнальном варианте, естественно, очень краткая. Нельзя сразу рассказать о плоскостной граверовке, всечке, насечке, оброне и т.д. Давайте здесь, на форуме, не будем торопиться, обо всем по порядку. Если позволите, первый вопрос. Из предложенных Вами резцов стоит ли делать два комплекта - один в виде штихелей, другой в виде молоточковых резцов? Второй вопрос. На старых ружьях классический английский завиток делали молоточковыми резцами. Когда моему другу предложили разграверовать утраченную скобу от ружья , он стал резать ее штихелями. Получилось чистенько, с глянцевыми линиями (а не ступенчатыми), как на старом. Тем более, крошечный завиток проще делать на шрабкугеле, а не бегать вокруг детали с молоточковым резцом. Тогда почему "старики" работали именно так?

Sem: маркетрист пишет: обо всем по порядку. В моём понимании - это ключевая фраза! Давайте сразу определимся: штихель - это ручной резец. Им можно работать только правой рукой. Опора резца ручка-грибок (берёзовая ручка). Молоточный резец можно держать только левой рукой. Это аксиома для правши! Следовательно в этих резцах заложены совершенно разные функции. Это два совершенно различных инструмента. Кроме того, штихель для разных видов работ необходимо затачивать по разному; и это совершенно не зависит от формы заточки режущей кромки, что показана на рисунке ранее. В любом "комплекте", необходимо иметь несколько инструментов одной и той же формы заточки, чем мельче зона работы, тем утончённее инструмент. При гравировке английской спирали, мало того, что бегать вокруг детали нет никакой необходимости, достаточно иметь правильные тиски и работать своим корпусом тела! Губки в тисках должны расходится от середины, чтобы зажатая в них деталь (место гравировки) была близкой к центру вращения (см. фото в статье). Но и саму спираль можно гравировать, как это не может показаться странным, от сжатого центра к внешнему выходу. Но, правда, к такому подходу подталкивает только сложность гравировки в труднодоступных местах (ствол ружья- например) и пользоваться им всегда нет никакого смысла! В целом гравер просто стоит на месте и работает с помощью молоточных резцов. Штихелями гораздо удобнее работать сидя. НО, повторюсь, - это совершенно разные техники гравировки! И у них совершенно разные задачи. Размер завитка ничего не решает. За вопрос - Спасибо!, но он сильно опережает тему, потому, что о сути каждого резца ещё ничего не сказано... Шпицштихель – основной резец (для меня), он позволяет сделать очень многое в работе гравера. Например, работать в технике плоскостной гравировки металла, когда идёт отделка без углубления фона, а изящность достигается с помощью гравировки разнотолщинных линий на плоскости с возможностью вариаций штриха, практически такой же, как и перо в руках художника при работе с тушью на бумаге. Прекрасно им гравировать и при работе в технике обронной гравировки, т.е. с подбором фона. Однозначно этим резцом необходимо работать при гравировке под чеканку, всечку и насечку, для подрезки углов в работе со шрифтами. Боковые грани этих штихелей слегка выпуклые, это и позволяет работать ими в таком расширенном спектре. Чем тоньше и нежнее нужна гравировка, тем меньшим необходимо заточить резец. Угол резания между боковыми гранями можно изменить, увеличивая, либо уменьшая ширину спинки резца. Изменять этот угол необходимо при гравировке металлов с разной твёрдостью. Чем металл твёрже, тем угол должен быть больше. На фото левой голомени клинка все контурные линии и природа отгравирована молоточным резцом (шпицштихелем), а их растушовка пройдена штихелем (фасетштихелем с углом заточки ок. 70-75 град). Этот клинок отгравирован плоскостной гравировкой.

lerare: Sem пишет: На фото левой голомени клинка все контурные линии и природа отгравирована молоточным резцом (шпицштихелем), а их растушовка пройдена штихелем (фасетштихелем с углом заточки ок. 70-75 град). Этот клинок отгравирован плоскостной гравировкой. Потрясающая работа! Позвольте вопрос: плоскостная гравировка (я так понимаю, это именно она) выполнялась по сырому или по каленому материалу?

Sem: lerare пишет: плоскостная гравировка (я так понимаю, это именно она) выполнялась по сырому или по каленому материалу? Металл был сырой. Даже по прикаленному металлу невозможно отгравироваить точный штрих.

lerare: Спасибо, SEM. У меня, к сожалению, весь дамаск каленый. Значит, гравировка пока отпадает. Для отделки клинка буду пробовать травление.

маркетрист: Sem, удивительно тонкая работа, я вначале подумал, что это рисунок, а не гравировка. Гравировали по каленому металлу? Если - нет, то закалка потом шла в аргоне? А правую сторону голомени покажите? Можно (даже лучше) на этапе работы. Господа, я не знаю как писать "ГРАВИ" или "ГРАВЕРОВКА". Когда общаюсь с Августом, пишу через "Е" (потому что он на этом настаивает), с вами, Sem, через "И". Предлагаю просто не обращать на это внимания и не считать ошибкой ни в том, ни в другом случае, хорошо. И спорить не будем.

Sem: маркетрист пишет: Гравировали по каленому металлу? Вся работа шла по мягкому металлу. Это нержавеющая сталь 95Х18, закалка шла в аргоне. Этапы в работе показать не смогу, т.к. этих фото не делал, не представлялось возможным, на тот момент (1998 год) у меня не было соответствующей техники. Но об этапах такой работы могу сказать следующее: сначала молоточными резцами гравируется контур животных, затем природа, на последующих этапах штихелями растушевываются животные и природа. Природу дополнительно можно растушевывать шатирштихелем (0.15 и 0.2). Тушевать животное (птицу и т.д.) необходимо сразу с близлежащей природой так, чтобы они не слились вместе, т.е. "светлое-тёмное". Подспорьем в работе могут служить гравюры старых мастеров и рисунки, нарисованные тушью. О том, как правильно "Е" или "И" сошлюсь на то, как написал В.И. Даль: "ГРАВИРОВАТЬ - резать на меди, стали, дереве, для отпечатанья вырезанного; резать мелкие изображения на плоскости, для украшения; резать на дереве, на меди. ГРАВИРОВАНЬЕ, ГРАВИРОВКА -искусство это, уменье резать чертами. ГРАВИРОВКА также ГРАВЮРА - снимок с вырезанной доски, отпечатанная доска, оттиск. ГРАВЁР, ГРАВИРОВ(ОВАЛЬ)ЩИК - первое название более придаётся художнику, второе мастеру резьбы". О следующем резце. Мессерштихель – позволяет выполнять очень тонкие линии большой глубины. Основной инструмент при растушевке птиц и животных на сценках, тонких отдельных линий на гравируемой природе, разбивания или более живой растушовке элементов любого орнамента. Угол заточки 20 – 30 градусов. Нижнюю кромку, во избежание её скалывания при работе по стали с большой твёрдостью, можно притупить на мелком наждаке.

Sem: Маркетрист! Нашел фото правой голомени этого клинка с большим разрешением. В дополнение к этому можно рассмотреть слепки, снятые на бумагу с помощью типографской краски; они дают более точную картину о работе резцов. На фото определённые тонкие линии сливаются в одну или в пятно этот "дефект" не позволяет понять того, что сделано на металле. Об остальных резцах, показанных на рисунке ранее. Болштихель – резец с радиусной режущей кромкой. С помощью него удобно наносить ГОСТовские шрифты различной величины и ширины. Второй резец после шпицштихеля при работе над клеймами. Основной резец при создании рельефа при работе над лепкой форм животных в объёмных сценках и практически всех растительных орнаментов. Величину радиуса рабочей части и ширину спинки резца, т.е. получается - размер рабочей части резца, мастер выбирает сам, в зависимости от характера выполняемой работы. При гравировании надписей боковые грани делаются параллельными, чтобы не изменялась ширина гравируемой линии. При работе с объёмом задняя поверхность больше спинки резца. Эта заточка резца очень хорошо работает на прикалёных деталях. В то время, когда у шпицштихеля или фасеттенштихеля заточка уже садится, либо даже скрашивается, болштихель продолжает работать! Фляхштихель – резец с плоской режущей кромкой. При работе с объёмной гравировкой такой же незаменимый резец, как шпицштихель и болштихель. Используется для выемки и для выравнивания фона, а так же для прямой работы по приданию объёму необходимой формы (сценки, орнамент и т.д.). Ширина режущей кромки выбирается мастером самостоятельно, но не более 5 мм. Шатирштихель (фаденштихель) – этот резец по форме похож на фляхштихель, с той лишь разницей, что у него на полотне нарезаны мелкие продольные канавки с шагом 0.15; 0.20; 0.25; 0.3; 0.35 мм. Ширина режущей кромки резца варьируется от 3 до 5 мм. С помощью этого штихеля можно отгравировать параллельные линии. В Туле этот резец называют просто – тушевка. Широко применяется в ЦКИБ СОО при растушевывании пражского орнамента, оконтуривании «английской» спирали, выборке фона в орнаментах при обронной гравировке (или просто гравировке фона в орнаментах, сделанных в технике плоскостной гравировки), растушевывании природы в сценках и т.д. Работать шатирштихелем можно, используя всю плоскость заточки, либо наклоняя резец, гравируя двумя-тремя нитями, правым или левым краем. Если есть необходимость в работе этим резцом всей плоскостью, но с уменьшенной шириной режущей кромки, то необходимую величину достигают, стачивая штихель (по длине резца на 1 см от рабочего края) на заточном станке (точиле) только с одной - правой стороны. При гравировке фона орнамента, все резы, с каждой из сторон украшаемого изделия, должны гравироваться строго параллельно в одном выбранном сразу направлении, а не расходиться «веером» каждый в свою сторону лишь бы удобно было гравировать. Например, при работе над украшением охотничьих ружей красиво смотрится, когда направление работы шатирштихелем выбрано вдоль ружья на всех сторонах. Юстирштихель – этот штихель используется в основном для подгонки оправы с целью надёжной опоры для камня. Грабштихель – резец, у которого изогнутый клинок, с прогибом от 3 до 8 мм. Он удобен для гравировки на больших плоскостях и вогнутой поверхности. Первые пять резцов, показанных на рисунке 1-1, необходимо сразу заточить несколько штук с разновеличинными заточками и углами, по 5-7 штук каждого профиля. Юстерштихелями и грабштихелями не работаю, о них из общих знаний...

маркетрист: Спасибо, Sem, по резцам все очень подробно и понятно. Можно Вас попросить провести небольшой мастер класс по полоскостной гравировке. Конкретно - английский завиток, с последующей растушевкой шатирштихелем. Буквально несколько небольших фрагментов. Как грамотно разметить деталь? Чем лучше работать штихелем или молоточковым резцом? Знаю, в Брешии (север Италии) - куда многие оружейные фирмы отдают украшать свои штучные ружия, отдельные граверы специализируются только на этом элементе. Понимаю, что все это займет много Вашего времени, но если есть возможность. Выше Вы писали, что гравировка штишелем и молоточковым резцом - это абсолютно разные техники и у них совершенно различные задачи. Поясните, пожайлуста, поподробнее.

Sem: маркетрист пишет: по резцам все очень подробно и понятно В целом то, что я рассказал о резцах - это общее описание их характеристик, о которых знаю на данном этапе знаний сам. Добавлю - это только начальные (общие) знания. Гораздо глубже необходим разговор о заточке при работе на различных металлах, правильности составления всего учебного процесса ученика гравера, поэтапности перехода в этом обучении от малого к более сложному. Я не знаю ни одного человека, который смог бы без поэтапности обучения достичь хоть каких-то значимых результатов в определённой технике. К чему я всё это говорю!? Английская спираль является самой простым, по форме элементом, а по сути - это один из самых сложных элементов гравировки! Есть же ещё немецкая спираль. Чтобы дойти до гравировки спирали правильной формы необходимо научиться не только правильно затачивать резец, но и гравировать "волосяную" линию равной глубины... И т.д. Т.е. пройти в буквальном смысле все этапы ученичества. Мне совершенно не жалко делиться своими знаниями, просто не могу согласиться с какой-то сложившейся тенденцией попытаться через верхушки знаний сразу достичь мало-мальских результатов в любой работе, а уж тем более работе гравера, в которой учиться приходится каждый день. Для того, чтобы ободрить Вас скажу, что очень надеюсь на то, что в следующем году выйдет моя книга с дотошным описанием практически всех техник гравировки (кроме работ с клеймами), правильной заточкой и работой всеми резцами на разных металлах, азах обучения гравера и ещё кучей приплясов работ с металлом, а так же рассказ о техниках и инструментах по работе с деревом, который мне помог расскрыть мой друг Станислав Моисеев и ... далее, далее... Всего, короче не перечислишь. Повторюсь: надеюсь, что книга будет издана! И уже по написанному в ней и прочитанному, мне очень интересно будет отвечать на все вопросы. На все вопросы, заданные сейчас Вами мне там есть очень развёрнутые ответы. Хватит ли у Вас терпения дождаться выхода книги из печати? На каком уровне знаний отвечать мне на Ваши вопросы? Если досконально, то, в моём понимании, это не формат форума, мне просто крайне сложно повторить всё то, что написал в книге. коротко это около 160 страниц концентрата информации, 450 фотографий, 190 рисунков. А разница в работе молоточными резцами и штихелями простая - приложение силы к снятию металла. У первых задача - это работа с сильным резом, у вторых - мягкость линии. Чем виртуознее гравер работает любым из видов резцов, тем шире палитра штрихов, созданной им картины на металле. А это уже каждодневная и многогодовая практика. Из той же практики. Как правильно держать молоточный резец и штихель? Ответом на вопросы о разных техниках гравировки могут стать именно эти фотографии.

Sem: маркетрист пишет: английский завиток В ЦКИБе этот элемент гравировки, в основе своей, называют "английская спираль" или просто "завиток", у Вас в Питере, как я понял, - "английский завиток", но самой сути это не меняет. Для наглядности покажу рисунок, а не гравировку. Лично мне тяжело представить как можно отгравировать такой элемент штихелем. Если говорить о поэтапности работы над ним, то происходит это так. Сначала по гуаши надо карандашом нанести рисунок всех спиралей. В основе своей они должны быть одного размера, только оставшиеся малые площади заполняются более мелкими элементами. затем рисунок обводится острозаточенной чертилкой. Гравируется спираль максимально тонкой линией, для этого и сам молоточный резец необходимо заточить подстать орнаменту, т.е. с минимальными рабочими плоскостями. Затем идёт внутреннее заполнение каждого элемента (чешуйками), конечно же здесь не требуется никакой разметки, всё гравируется "на глаз". Потом следует гравировать нажим (дополнение к чешуйкам), рабочие плоскости резца, для этого перехода гравировки, должны быть по величине равными самому нажиму. Заканчивается внутреннее заполнение рассечением, которое как бы накрывает нажим. Нажим и рассечение гравируются по ходу спирали насколько это позволяет величина элемента и мастерство мастера. Следующий этап - гравировка внешних кавычек. Далее спираль (с молотка) обводится шатирштихелем. Спираль не должна быть вытянутой формы, это ошибка. То что на рисунке один элемент спирали выходит со второго витка - исключение, такой приём необходим, когда надо в месте с недостаточной площадью для размещения полноценного завитка, показать англ.спираль основного размера.

маркетрист: Sem пишет: Лично мне тяжело представить как можно отгравировать такой элемент штихелем. А мне. наоборот, не представить, как завиток диаметром 3-4мм можно делать молоточковым резцом. Кажется - зажми деталь в шрабкугель и вращай шар хоть на 720 градусов, да еще можешь в микроскоп на него смореть. У нас в Питере нет, к сожалению. той школы работы с молотка, как у вас, никто так не работает. А самое печальное, что те люди, которые делают погоду в нашем городе, т.е. дают заказы мастерам, абсолютно не понимают и не ценят этой техники, полагая (думаю ошибочно), что потенциальный покупатель этого не поймет и платить за это не будет. Поэтому эта техника у нас не развивается.

Sem: маркетрист пишет: Кажется - зажми деталь в шрабкугель и Если деталь плоскостная, маленькой площади, не из прикалёной стали или нержавейки, то допускаю, что гравировать саму спираль в шрабкугеле штихелем можно. А если это ружейная коробка, по площади она соотносима с ювелиркой, разве что как "Слон и Моська". Несколько завитков на ювелирке не сравнимы с их сотней на ружье. Величина средней спирали на мелкосерийном ружье (МЦ 200) около 8мм, на единичном (МЦ 109) достигает 6мм, при заполнении мест малой площади 3-4 мм. Мастера работают без оптики, не считая конечно того момента, когда зрение садится по возрасту. Если мастер свободно гравирует мелкую спираль правильной формы с её полным заполнением и с развитием в обе стороны, на любом материале, а особенно на вязком как нержавейка и повышенной твёрдостью, и эта деталь сферической формы - это мягко сказать превосходный Мастер-график! Гравюры его призвание. А на счёт техники могу сказать одно: какие-то переходы в гравировке легче делать молоточными резцами, а какие-то штихелями. Это лично для меня и только потому, что обучался определённой технике работ с этими инструментами, а так каждый работает по своему. В моём понимании совершенно не важно чем Это сделано, главное как Это смотрится!

маркетрист: Sem пишет: Хватит ли у Вас терпения дождаться выхода книги из печати? С нетерпением жду. Как только выйдет, непременно приобрету, желательно с Вашим автографом.

маркетрист: Sem, моя старенькая работа. Извиняюсь за качество. Цифровика у меня еще не было, поэтому изображение сосканировано с обычной фотографии. Это я к тому, что, конечно, здесь на форуме можно говорить вполне профессиональным языком, не вдаваясь в мелочи. Плоскостной гравировке меня учил один хороший мастер, работающий в ювелирной фирме. Его имя - Игорь Честной. Ниже покажу его работы.

маркетрист: Почену-то глючит камп. Плоскостной гравировке меня учил хороший мастер - ювелир, Игорь Честной. Это его работы.

Август: Что-то с отображением страниц в браузерах,страница выкладывается с большой прокруткой.Книгу ждем ,может попадем на презентацию.

Sem: Дополнительное фото, как правильно держать штихель (вид снизу)

Sem: Граверные тиски поворотные, губки расходятся от центра в разные стороны, в нижней части расположена шаровая опора, позволяющая изменять угол. Их можно закреплять на стальной пластине и работать сидя или на деревянной тумбе, которая осью, проходящей сквозь саму тумбу и столешницу, притянута гайкой (М 10) к столешнице верстака, для работы стоя. Место гравировки, в этих тисках, всегда располагается максимально близко к центру вращения, это является крайне комфортным фактором - пучок света от личной лампы светит на место работы с интенсивностью, близкой к постоянной и, что так же немаловажно, гравируемая деталь поворачивается не по большому кругу. Фото ЦКИБовских граверных тисок можно увидеть так же в журнале "Оружие" №12 за 2006г.

Sem: А теперь покажу то, как затачивают гравера молоточные резцы в ЦКИБ СОО - Это заготовки, первые две фрезерованные, третья точеная. Далее вид заточки с трёх сторон: боковой, верхней и нижней. Заточка таких же резцов на Тульском оружейном заводе отличается очень сильно от показанного ранее. Когда это увидел, для меня это стало большим открытием, удивительно - ведь мастера работали "по соседству", а вот такой получается дрын!!!

маркетрист: Спасибо, Sem. Здесь, конечно, надо ставить руку, чтобы так четко вытачивать резцы, сохраняя все грани и плоскости. Поначалу все будет сикось - накось.

Август: Судя по снимкам резцов ЦКИБ и ТОЗа налицо относительное технологическое и умственное отставание на несколько тысячелетий,да еще в границах территории одного завода,но нобелевскую за такое открытие не дадут.

Sem: маркетрист пишет: Поначалу все будет сикось - накось Не всё так сложно, как может показаться на первый взгляд. Относительно долгим является первое затачиваное на точиле, в дальнейшем идёт простая подточка инструмента. Главное на что следует следует обращать особое внимание - это на стачивание боковых сторон резца. Вся заточка должна быть такой, чтобы на взгляд была видна ось резца. Проверка делается просто - резец наклоняется от себя и взгляд точно определит где и что надо убрать на точиле. Если на этих фото, сделанных на сканере, не так чётко видно добавлю, что боковые стороны резца слегка сходятся к низу. Если есть какие - то вопросы по заточке спросите, мне легче ответить на вопросы. Задавайте, постараюсь ответить. Август пишет: Судя по снимкам резцов ЦКИБ и ТОЗа налицо относительное технологическое и умственное отставание на несколько тысячелетий,да еще в границах территории одного завода,но нобелевскую за такое открытие не дадут Андрей, твой сарказм в этом высказывании и обида за ТОЗ мне понятны, но, извини, то, что ты написал - это эмоции. Отрицать факт существования разницы в подходе к затачиванию молоточных резцов никак нельзя, так же как и то, что на ТОЗе не работают штихелями. Но это мной показано не для унижения мастеров ТОЗа, предположу, что Вячеслав Бурдыкин работает резцами с такой заточкой? И делает он свои работы просто мастерски! Кстати, он на заводе сродни Е.В. Генералову! Показ моих фото сводится к одному - резец можно заточить по разному. Мой подход был сложнее, чем ребята из 28 цеха делали заточку. Я им показывал как делаю сам, ответ был прост: "Не-е-е, это долго!" И это было абсолютной правдой, для оружейного завода, при постоянной гонке за временем начать обучаться новой заточке инструмента, даже если это и приносило определённые выгоды в качестве работы, было большой роскошью. Повторюсь ещё раз совершенно без разницы каким инструментом сделана работа, главное - это конечный результат! Всё остальное решает сам Мастер!

putnic:

Август: В предисловии к коврам- Должен вас предупредить вот о чем. Выполняя задание, вы будете при оружии для поднятия авторитета. Но пускать его в ход вам не разрешается ни при каких обстоятельствах. Ни при каких обстоятельствах. Вы меня поняли? Эрнест Хемингуэй

putnic: Все так, кроме автора и их числа , а чем сердце успокоилось? Из за ковров погибла женщина!

маркетрист: Спасибо Sem, по заточке все очень доходчего и понятно. Завтра я сделаю фотографии своих резцов и задам вопросы.

Август: Олег,ты слишком много нашел в моих двух строчках-разница же в заточке на ребро или на грань,определяется реальной работой и её скоростью.Если в день ,чтобы заработать себе на жизнь,надо выдать 10-12 оружейных коробок типа МЦ 21-12,резцы как затачиваешь ты -не подходят, их делают лопатообразными или весь день ты будешь заниматься их постоянной точкой. Там в неделю срабатывается резец полностью и естественно, быстрее снять одно ребро и резец практически готов к работе.Роль Миклуха-Маклая принесшего плоды цивилизации конечно увлекательна,но здесь другой случай.Бурдыкин и некоторые другие мастера с ТОЗа выполняющие сложные работы, конечно подготавливают свой инструмент великолепно,резцы работают годами.Вообще чем уровень мастера выше,тем более качественнно подготовлен и используется инструмент -это видимо касается любой работы.

Sem: маркетрист пишет: сделаю фотографии своих резцов и задам вопросы. Буду рад, увидев фото, не только ответить на вопросы, но и если что-то увижу визуально подправить! Август пишет: Олег,ты слишком много нашел в моих двух строчках Я не пытался ничего находить, сравнение живёт внутри меня, а иначе не было бы и творческих поисков... Мы с тобой прекрасно понимаем друг друга и поэтому говорим об одном и том же... У каждого гравера свои задачи и цели. Ты создаёшь прекрасные работы и, естественно, работаешь не таким инструментом, что я показал на фото. Мы с тобой рассказываем о гравировке так, как делаем сами, не пытаясь кого то перетащить на свою сторону или как сейчас говорят "обратить в свою веру". Просто у каждого из нас рассказ - как делаю сам, а дальше смотрите и решайте на свой вкус как применить наши знания.

маркетрист: Sem, вот, наконец, сподобился сделать фотографии своих резцов. В основном фассетены и болы разных размеров.Сталь - Р-18. Развал на резцах - больше 90 градусов (100 -120), мне кажется так удобнее работать, хотя, может я и не прав. Пожайлуста, дайте свою профессиональную оценку моим "железякам". Август и Путник, буду вам также очень признателен за ваши коментарии и советы.

Sem: Маркетрист. Эти резцы все не функциональные по заточке. При такой заточке граверного инструмента нет возможности использовать практически всю заготовку. Т.е. Много «дорогого» металла инструмента уходит в отброс. Поэтому такие резцы можно использовать крайне редко, чтобы как можно реже их перетачивать на бруске, а особенно на точиле. На фото видно, что главный режущий угол задан уже изначально механическим путём, очень высока точность соблюдения угла заточки и проведения осевой линии, достичь такого результата работой с рук на заточном станке крайне сложно или просто невозможно. Мне так же «показалось», что резец, показанный на фото со стороны основной заточки, уже потерял первоначальную заточку и как следствие работать как прежде уже им сложно или вообще нельзя. Подточка на бруске внесёт свои значительные изменения. Для правильного пути поиска заточки резца необходима постоянная практика: метод проб и ошибок никто не отменял. Ранее уже говорил, что для каждого металла необходимо на практике находить угол заточки нижних сходящихся рабочих плоскостей (для меня – это подстраиваться под характер металла, стараться понять его суть; твёрдость, вязкость, состав сплава очень серьёзно влияют на рез и приходится постоянно искать практические углы). Если честно, не могу понять, как можно работать резцом с фиксированным углом схода двух нижних плоскостей. В этом и в форме заточке скрыто многое, если не всё (!), связанное с правильной работой граверного резца! Заточка всех резцов очень похожа на «частное» т.е. узконаправленное, чем на «обобщённое», применяемое всегда. Какие-то переходы в заточке формы резцов мне лично не совсем понятны, если попробовать ими поработать на практике и понять их рез, тогда другое дело… Поймал себя на неожиданной мысли, что есть резцы напоминающие фляхштихеля, но когда работаешь ими в ограниченном пространстве, перевернув резец на 180 градусов (например, 2-ой сверху слева). Видно, что такими резцами работают с высоким углом подъёма над основной плоскостью. Что-то в них есть от сапожков, по работе по дереву… Вот что-то, увиденное на первый взгляд.

маркетрист: Sem пишет: (например, 2-ой сверху слева) 2 -ой и 3- ий сверху слева - это заказывал у ижевцев, фляхи. Спасибо за подробный комментарий. Вы приедите на "Арсенал"?

S.G.: О. Семёнов участвует в выставке... Так что, увидитесь!

Август: К снимкам -маркетрист ,а на каких материалах вы используете эти резцы.

маркетрист: Август, сталь - 50. Пока учусь на пробниках, показывать не буду - ужас, все вкривь и вкось. Спасибо, S.G., увидимся.

putnic: маркетрист- поскольку вы спросили мое мнение. Ваш инструмент, трансформация, професионального инструмента специалиста одной области в другую. Причем мне кажется это более рерспективным. Узкая специализация - сама себя и обьясняет, однако имеет ряд очевидных преимуществ ускоспециализированных знаний. Но главное тут понять, что поменялась среда и иструмент должен принять формы оптимальные для новых целей. Выделю главное, для меня: Сколько не рассуждай о форме резца различных в эволюции видов хомо. главной останется только рабочая часть инструмента. Она вот какова. Все остальное относится к дизайнерской области. В рабочей части важно все, угол , ширина резца, боковые стенки, высота, и пяточка- в буквальном смысле АХИЛЕСОВА часть инструмента. Ибо она определяет направление движения инструмента- можно назвать ее лыжей, полозьями санок, коньком, все сойдет. Но важным остается только ее величина. сравним резец с поездом в туннеле. И это будет то самое. Резец движется не по прямой он все время поворачивает вправо и в лево. В зависимости от рисунка. Режущая кромка преодолевает нагрузку, поднимая стружку металла, Пяточка компенсирует ее ,удерживая резец от заглубления. А вот задняя часть пяточки мешает всему процессу и чем она больше тем сильнее, не вписываясь в размеры туннеля и радиус поворота. Все видели как поворачивает фура с прицепом? Величина боковых стенок резца: прямая проекция рабочей части и силы на нее действую те-же. Но эти проблеммы решаются легче, просто делаете резец уже, и он не будет касаться стенок первого реза. И последнее, а может и первое: сила действующая на резец а с него на сам рез идет по нижней части резца, а значит нижняя часть стремится к прямой. В единоборствах ,применимо к удару, есть понятие разброс силы. Когда вес удара сформированный из веса тела и скорости, вываливаентся из места его приложения. Даже если млоточком ударить по верхней части резец начнет подниматся из канавки, если по нижней заглубляться. Соответственно правильно по центру, регулируя глубину углом наклона резца. Это применимо к инструменту"сапожкам"-Крайне полезным в резьбе. Поскольку величина сил в среде металла значительно меняет требования к форме . Воспитывался в иезуитской среде, это сильно повлияло на манеру изложения мыслей.

маркетрист: Спасибо, Путник, Ваше сообщение сразу занес в свою папку по технологиям с форума, буду перечитывать при изготовлении резцов. Уважаемые модераторы, а у вас есть такие папки, куда собирается вся информация по технологиям, приемам работы, инструменту, рисунки, фотографии по этим вопросам? Я человек темный, но мало ли, что случится с кампом или с самим сайтом, эта бесценная информация не пропадет?

Неофит: У меня вопрос к putnic'у. Скажите, насколько приемлемы для учёбы покупные штихели? И, если брать на первое время, то какие размеры посоветуете? Штихели присмотрел здесь: http://www.sapphire.ru/vcd-272/catalog.html

putnic: Конечно штихели сапфира приемлемы. Тем не менее можно посоветовать взять одинаковые, из разного замеса. Даже в идеальных условиях, при термообрабортке имеется наличие различных температурных зон. Не бывает двух идентичных штихелей, один будет интуитивно мягче, другой тверже. Что в работе скажется. Обычно любимые штихели выявляются со временем, они всегда чуть лучше работают. Размер штихеля в сборе. Это от упора в ладони до подушечки польшого пальца руки + от 5мм - 15 мм, до величины вашей экономности( все стремятся оставить как можно больше на последующую заточку, в ущерб работе)

Неофит: А есть ли какие-нибудь канонические упражнения, или только "пилите, Шура, пилите!"? С чего начать?

lerare: Неофит пишет: А есть ли какие-нибудь канонические упражнения, или только "пилите, Шура, пилите!"? С чего начать? Хороший вопрос. Тоже интересуюсь. Хотя, "пилите, Шура, пилите!" - тоже упражнение )

putnic: Поконкретнее о чем вы спрашиваете? В гирях золота не было, Паниковский ошибся. если о граверном деле, тут путь долгий. Все важно. Конечно нужно начинать с рисунка. Если вы, не нарисуете то что хотите сделать, то о исполнении надо забыть. Хотя я знаю массу не рисующих граверов. Пробовать надо все...

Неофит: Пока даже движение резца непонятно. Вбок, а не вперёд? Можно ли тренироваться на простых шрифтах или это другая техника?

Sem: Неофит пишет: Пока даже движение резца непонятно. Вбок, а не вперёд? Можно ли тренироваться на простых шрифтах или это другая техника? Движение резца непонятно, потому, что не хватает практики. Этой учёбе надо посвятить несколько часов в день. На шрифтах тренироваться не стоит, здесь уже необходима мягко сказать определённая практика. Начинать учёбу необходимо только с гравировки прямых линий, размеченных чертилкой на отполированной стальной пластине. Гравировать следует держась строго одной из строн линии не пересекая её, удержаться центра размеченной линии так же очень сложно... Учёбу в гравировке линий стоит закончить лишь тогда, когда линии станут получаться абсолютно ровные, равной глубины по всей длине и как говорится "волосяные". Пластина для гравиовки из стали 50, где-то 70х110мм - достаточна.

putnic: Если абстрагированно, то любой сюжет можно поделить на прямые и изогнутые линии. Значит тренироваться нужно формируя резцом или штихелем окружности и прямые линии. Причем параллельные, то-есть прямые и окружности с разным шагом между линиями. От простого к сложному. Только заранее нужно сказать, из всех видов творчества вы вибираете самый трудоемкий. С самым большим набором технологических сложностей. Если в шутку, вы поступаете на работу в адское шапито.

lerare: putnic пишет: ...из всех видов творчества вы выбираете самый трудоемкий. Вот поэтому основным видом работы я определил для себя травление. Не считаю его более простым ни в коем случае! Но травление, по-моему, предъявляет менее жесткие требования к начинающему. Стартовать проще. Или я ошибаюсь? Мысль выразил не очень точно, но лучшей формулировки не придумал. Гравировка, тем не менее, всё равно мне необходима. И в адском шапито должен кто-то работать!

Август: Хочу заняться спортом,но не могу выбрать с чего начать-спортивная ходьба,плавание или бокс.Ходьба интуитивно понятна,да и бокс вроде тоже.Для плавания нужен водоем и плавки-это сложнее.Все зависти от уровня на котором это происходит,а так мы все футболисты,боксеры,атлеты и даже тяжелые.Начинать нужно с малого и двигаясь по этому пути постепенно приобретать опыт,знания.При всей простоте и наличия рецепта, даже печь блины не так просто-нужен навык и понимание что делаешь. По граверовке продолжим тему и определимся с заточкой основных молоточных резцов.

lerare: Но согласитесь, Август, все-таки НАЧАТЬ заниматься легче ходьбой, чем боксом или, тем более, плаванием. Потом будут "подводные камни", освоение тонкостей, приобретение опыта и знаний. Но это будет потом - для начала достаточно минимальных, базовых, знаний, умений и навыков. Моя позиция вряд ли может считаться верной. Я это и сам прекрасно понимаю. Но в ситуации, когда занимаешься освоением технологий самостоятельно, приходится выбирать ту из них, с которой легче разобраться, в которой меньше нужно знать тонкостей для того, чтобы сделать первые шаги. В гравировке же одна правильная заточка штихелей чего стоит….

маркетрист: Господа, Август и lerar, вы же где-то в Туле рядом живете, я бы на вашем месте уже встретился за рюмкой чая. В Питере мной уже облазаны все мастерские и кузницы наших ребят. На месте понятнее, как- что делается.

Август:

маркетрист: Энштейн в детстве?

Александр: Подскажите пожалуйста ,как можно травить сталь под последующую всечку ?

putnic: Теоретически такое возможно, при использовании электролиза. Держатся может за счет зернистости стенок. Поскольку только этот способ дает вертикальное травление, не расширяя стенки как в химическом. Лучше всего делать это граверным методом, я предпочел бы граверный. Достаточно подробно описано у Августа в теме- " делай с нами".

маркетрист: Sem, как продвигаются Ваши дела, в плане выхода книги?

Sem: маркетрист пишет: Sem, как продвигаются Ваши дела, в плане выхода книги? Игорь, на сегодняшний день идёт окончательная вёрстка книги в издательстве. Думаю, что к середине весны обозначатся реальные сроки по выходу книги на финишную прямую т.е. в печать... Всё могло бы произойти гораздо быстрее,но... В декабре и январе мне пришлось сильно переработать видеоряд, чтобы подвести его максимально близко к подарочному изданию и одновременно не оторваться от добротного практического "пособия". Думаю, что верстальщик злится на меня больше всего, т.к. ему приходится вторично прорабатывать всю книгу.

Antinil: http://www.medwed-hunt.ru/MedwedPosts.aspx?pid=33706

маркетрист: Удачи Вам, Sem, на завершающем этапе доработки. И хочу пожелать скорейшего выхода книги в свет.

Sem: Не знаю где расположить информацию по этому сайту http://www.chipmaker.ru/index.php?s=f7f700756099b6ea76d9cd1e4ee6a9ba&showforum=33 Металлический форум > Разное > Гравировка http://www.chipmaker.ru/index.php?act=idx Металлический форум Спектр обсуждаемых на нём вопросов, естественно, и ответов, а так же и открытых тем очень широк и разнообразен: гравировка, инструмент, станки, оптика и т.д., наверное только о сборке космических аппаратов не написано... Может быть кому из мастеров пригодится ИНФО на этом пространстве

Дмитрий: Просто делюсь ссылкой коллекция

Sem: Дмситрий! Спасибо за ссылку, интересно было рассмотреть все работы граверов, слесарей и т.д.. Мне очень понравился №17 - грамотность и композиционная, и работа гравера, и покрытие! Все парабеллумы и №№35 и 36 смотрятся "ровно", т.е. без ярких эмоций. В №2 и 19 многое вытягивается за счёт покрытия. В остальных работах есть неоспоримые для меня нарекания. Почему у меня такое мнение? - видел работы на несколько порядков круче! Извиняюсь за нескромность, но и сам делал много интереснее...

Дмитрий: Спасибо за комментарий. Очень важно иметь образец для проверки себя самого. Номер 17 мне кажется сделан кем то "нашим". Герб на рукояти Российский. Номер 19 сделал довольно известный гравер. Он и здесь в конференциях бывает под ником "Братан", пишет только мало.

Sem: Дмитрий пишет: Он и здесь в конференциях бывает под ником "Братан", Представляю сколько ему пришлось попотеть над металлом работая над чеканкой и всечкой!!! Стилизованное изображение птицы и букв на ней - что обозначает? Где-то этот знак встречал, а никак не вспомню? Дмитрий - не напомнишь?

Дмитрий: Это знак фирмы Ругер, в шутку- "курица". А пистолет этот был трехмилионным выпущеным. Пол какое то время работал на Ругере.

Дмитрий: галерея за много летА вот подборочка ножиков. Разных. Обратите внимание на совершенно различное понимание тезиса "Художественный нож"

graver17: Здравствуйте мастера!!В основном я работаю штихелями.Иногда пользовался машинкой DREMEL ,но недавно она приказала долго жить.Хочу купить(когда поднакоплю) FOREDOM.Немного смущает,что мало оборотов -18000,в DREMEL- 30000.Но и плюсов много.Тем более ,что у меня есть наконечник ДЯТЕЛ.И есть разница-оригинальная или китайская.

GenMaster: graver17 а я к своему стыду как гравер, в классическом понимании наверное уже закончился. Последние 5-6 лет очень редко берусь за штихель. Хотя если взглянуть на мои работы на сайте это мое заявление кого-то удивит. И эти изменения произошли благодаря приобретению японской бормашины "MIO", существует и корейский аналог, по моему "Клио". Это волшебная машина. Высокоточная, без малейшего биения, зажимает хвостовик бора равномерно по всей длине, и за 6 лет работы изменений незаметно. Движок в самом "карандаше" 120 ватт мощности, 35000 оборотов. У Андрея Корешкова модель покруче, 50000 оборотов. Но там "карандаш" потолще, менее удобно держать в руке. А вот количество оборотов для меня даже избыточно. Я наработал для себя комфортные режимы для работы с металлами, как с серебром так и со сталью в диапозоне 15000-25000 оборотов. Выше уже хуже, эти режимы оборотов скорее нужны для работы с камнем, чем я не занимаюсь. Таки вот благодаря высокой точности центровки бора (я использую шведские боры "Densply", только они делают боры от 0.5 мм) ей можно виртуозно выполнять работы, подвластные только штихелю. Подсевший бор я не выбрасываю, бор я использую трижды - первый, свежий - понятно. Вторая жизнь - когда вырезан основной рисунок, объем я подсевшим бором выглаживаю поверхности, объемы, он прекрасно справляется с этой работой. Третья, когда бор выработался полностью я стачиваю головку и затачиваю "шейку" бора на иглу, треугольник, или косой срез и уже этим инструментом могу подлезть в узкие щели, сделать поднутрения, подчеркнув объем, прорезать очень тонкие линии, штрихи, так, что создается иллюзия работы штихелем. И все это благодаря абсолютно точной посадке бора в зажимном устройстве бормашины. Недешёвая бормашина, "родной" японец. Но ребята пользуют "корейца", намного дешевле "японца" и так же довольны.

graver17: БолЬшое спасибо за информацию.Я даже о такой не слышал.Буду теперь искать.Я обычно использовал Казанские твердосплавные боры.Также использовал по нескольку раз.

graver17: Где-же найти такую чудо -машину?

highduck: GenMaster,подскажите лучше по борам,т.к. у нас днем с огнем не сыскать.Есть компании,которые высылают? graver17.Сами корейцы очень уважают все японское,стараются на их стандарты в производстве равняться,так что не намного хуже делают,приятно дешевле - раза в полтора-два.Заграница нам поможет!

Муса: highduck graver17 мужики ну и ники у Вас Володя,Андрей..После первой .Моей встречи с Геннадием Дмитриевичем..Я понял, что у меня нет времени и шансов гравировать так, как это делают наши МЭТРЫ резца..Дмитриевич, открыл мне глаза на бормашину,вернее то.что можно ей делать..ВсЁ!!!Теперь я про резец забыл.ну почти,работаю только борами..Помню совет Геннадий Дмитриевича,по борам(фирмаDensply")и самой бормашинки..Купил себе дорогую модель- Наканичи(NSK-700 -ультимат ) 250 ватт..Ну погорячился..перестраховался..но не жалею..Стоит она 2 тыс.баков..но себя. за 5 лет почти безостановочной работы, давно оправдала!!!Одним словом- японец!!!если надо .я могу помочь с преобритением..У меня сосед занимается поставками этих машин..Конечно можно купить корейца"Strong или маратон...они дешевле,порядка 25-27 тыс.рупий..Почти то же самое...но...за эти деньги.чуток добавив можно взять японца NSK-Мио..как у Геннадий Дмитриевича.Практика показала что большая мощность(250)не так уж и нужна .. И 50-тыс .оборотов тем более!!!Также работаю на 15-18 тыс.об.мин..Редко включаю 50-когда нужен алмазный рез.highduck пишет: Сами корейцы очень уважают все японское,стараются на их стандарты в производстве равняться,так что не намного хуже делают,приятно дешевле Ну это вопрос конечно?У моего друга после полутора лет,не такой уж и нагруженной работы(ювелир он)полетели подшипники,заменил..но уровень шума стал другим...Япония--вот что нам поможет!По борам?Я заказываю в "Сапфире"и мне высылают по почте..в последнем заказе открыл глаза продовцам,что в линейке боров" Densply"есть шаровые диаметром 0,3..а это так приятно..и я настоял на этом.мне заказали и выслали,правда бился полтора месяца!1Цена одного бора 13.60руб.Думаю после моего дополнения к посту Геннадий Дмитриевича.у Вас мало осталось вопросов?

Ant-master: Муса , я после разговора с тобой о твоей бормашинке приценивался тут у нас в Питере. Летом называли цену в 56 тысяч рублей. Это я даже не для тебя пишу, а для общей информации. Сам думаю со временем такую приобрести.

evgengoncharuk: вот проба якобы булино,пока только читаю и познаю данный вид техники,прошу кто в курсе поэтапно расказать с чего начать!?

GenMaster: Нашел на просторах И-нета, довольно вкусная работа

маркетрист: Интересно, что скажут наши гравёры. Мне показалось, что листья не програвированы, хотя и прочеканены и фон за леопардом пустоват. Но довольно глубокий оброн и золочение в орнаменте говорят о классе гравёра. Сейчас очередной раз перечитываю книгу О.Семёнова и, в который раз, хочется сказать ему большое спасибо. Обо всём написал, вплоть до мельчайших нюансов ( а в них-то вся суть), щедро поделился своим опытом. Моя настольная книга.

GenMaster: Вот-вот Игорь, я тоже обратил на это внимание, эх еще бы листочки разгравировать и там и здесь поправить, и цены бы ему не было. А потом взглянул на вещь целиком, и вижу - нравится и все. Почему? Да эта работа сродни масляной живопись, сделана уверенными мазками, с легким нажимом придан объем элементам . И фон за леопардом не пустой, частично видна земля, деревья, коряги а далее туман. Но как виртуозно закамуфлированы элементы механизма, винты, штифты, а линии сопряжения деталей? Даже не понятно по какой линии идет "перелом" ружья. Я думаю это не от лени, или недостатка времени мастер не стал "разделывать" элементы, вырезая прожилочки, а добивался мягкого сочетания матово блестящей стали с зерненным золотым глубоким фоном. В противном случае он "задробил бы" картину, заставляя смотреть на нее не целиком, а углубляться в детали. Имеет право быть и такая работа.

putnic: GenMaster пишет: взглянул на вещь целиком, и вижу - нравится и все. Почему? Мне кажется потому что вы любите пластику металла, черты викторианского стиля, хорошо очерченный - ясный контур. Те черты которые отчасти присущи и вашему вкусу. Однажды, в нашем с вами диалоге, по небольшому предмету, прозвучало ассоциация - имперский стиль, и здесь несмотря на тематику присутствует некая "торжественность". Но, мне показалось что по цветовому балансу вторая сторона более гОрманична, за счет парных фигур. И еще, мне нравились ружья золотой насечкой в исполнении Олега Семенова. У него точно есть вкус к сочетанию железа и золота: балансу. Поясню: он чувствует где положить тоньше золотую линию а где толще, и в целом это будет смотреться без золотых лепешек.(как пример) Ребята поправят, но по моему не принято подвешивать золотые фигуры в другом цвете...

dimovengraving: 375 HOLLAND & HOLLAND , double rifle гравер - к сожалению уже покойны Филип Грифне , Бельгия (о его уже писал здесь ) другая сторона ружья Замечательне техника и работа

GenMaster: dimovengraving спасибо за продолжение. Не знал чья работа, но очень понравилась, рука серьезная, есть чему поучиться.

Август: Орнамент объемный -все переходы видны,поэтому дополнительная растушёвка как пятая нога четвероногому,была бы лишь помехой.Задний фон ,видимо предполагался под "булино"- немного остались следы,но что-то не пошло и их постарались убрать.Работа понравилась,ну может быть немного режет глаз передняя левая лапа леопарда,пришитая не по месту.

slesar: Уважаемые мастера . Поясните пожалуйста по граверовке сереба и др . цветных металлов борами . Ну например возьмем ножны . Рисунок в виде деревьев и каких - то зверушек . Гравировка обронная . Можно сразу гравировать , можно сделать черновую отливку и уже ее доработать , а можно напаять накладные элементы и тоже доработать . Вопрос - кто как работает ? И еще - какими борами пользоваться ( твердосплавными или из быстрореза ) ?

Willord: slesar пишет: И еще - какими борами пользоваться ( твердосплавными или из быстрореза ) ? Любыми с редким зубом. Мелкие зубья мгновенно забиваются стружкой и перестают резать, "размазывают" рез.

Владимир:

Владимир: Хотел бы добавить что орнамент на ружье голландского мастера вырублен зубильцами,а объём не прочеканивался,всё зачищено штихелями.надфилями.наждачками.Очень близкий оброн к работам граверов Павловской школы,Завод им.Кирова, где когда то в больших количествах изготоавливались мастер-пуансоны (казённики) для ручек столовых приборов.Вот небольшой пример такой объёмной гравировки .Старейший гравер Б.А . Тарабакин к с сожалению покойный,последняя работа ,фрагмент. Павловская школа.

Владимир:

slesar: Willord спасибо . И еще хотелось-бы узнать : как Вы делаете обронную гравировку по серебру . В моем вопросе отражены три способа - как я представляю ( самому такую работу делать не приходилось ) . Вот как Вы делаете такую работу ? Спасибо .

Willord: В работе с мягкими материалами, которые доступны мастеру в литом или прокатанном виде, все зависит от характера работы и личных предпочтений автора: можно и по отливке гравировать, и по напаянному слою, и по пластине (иногда с подчеканкой обратной стороны). В моём случае - боры использую только для выборки массива (как мы иногда говорим: "мясо снять"), основная работа, как правило, ведется сечками, шаберами, штихелями, гладилками, канфарниками и т.п. Возможно выражусь смешно, но я подхожу примерно так: материал не дешёвый - значит, чем меньше стружки придется снять с заготовки - тем лучше. Исходя из этого для "толстых" работ предпочитаю подготовить соответствующую модель и в дальнейшем дорабатывать литье, а для тонких и низкорельефных - подчеканиваю изнанку и догравировываю штихелями. Если же речь вести о резьбе по стали, то объем металла, ушедшего в стружку, я вообще не учитываю: сколько надо для достижения цели - столько и уберу, а чем - не так уж и важно (хоть "болгаркой"), поскольку окончательная доработка и деталировка все равно ведётся сечками и штихелями.

slesar: Willord , примерно так и думал . Еще раз спасибо . С ув . Евгений .

Willord:

GenMaster: Вот нашел у себя интересную работу, то ли австрийская, то ли итальянская

dimovengraving: R8 Custom Grade V Kilimanjaro. Думаю автор работы Хенри Линдер , но не уверен Из кастумную продукцию Blaser R8 ( каталлог ) Действительно замечательны похват. Работа сама по себе не сложная, но нравится многим и помнится.

GenMaster: dimovengraving большое спасибо за прекрасную ссылку. Ты прекрасно "плаваешь" на просторах интернета и владеешь богатыми знаниями

dimovengraving: GenMaster пишет: ... Ты прекрасно "плаваешь" на просторах интернета и владеешь богатыми знаниями... Спасибо GenMaster но мои познания совсем не больше чем обычном Ссылка которую дал, взял из официального сайта фирмы Blaser

dimovengraving: Я вот какая работа меня впечатлила очень: Creative Art

Муса: Евгени,Генмастер,спасибо Вам за классные фотки!!Унес их в папку .А есть еще что нить необычное у Вас в закромах?Поделитесь!!

GenMaster: Да до черта Муса, понять бы что тебе надо. Салам.

Муса: Дмитриевич,все!!!Конечно ,что касается на Ваш взгляд достойного внимания и интересного решения композиции.У меня тут очередной ждет,карабин Манлихер,Клиент хочет весь изрезать..Золото напихать..И тут проблема,он показывает картинки,сплошной безвкусицы,я ему рисую свое,в общем веселимся пока..Зато мне не скучно болеть.Прикольный чел!То что он хочет на одном карабине,можно разложить на три!И то считаю будет мажорно!Поэтому у меня просьба ко Всем коллегам и гостМ форума,поделитесь интересными работами граверов оружия,буду признателен!Всем ,мира ,здоровья и благополучия в семьях!С уважением,Муса!

кент: Доброго времени суток уважаемые таланты! В процессе работы возник воприс ....книги учат,что граверовка возможна по дереву.Хотелось бы послушать ваше мнение и о спецыфике работы с древесиной.Рукоять ножа-кавказский орех.

Муса: Не совсем понятен вопрос?вернее постановка.Граверовка по дереву?По дереву это резьба..Принцип работы тот же..Надрез контура,съем фона,объемная деталировка сюжета...Чистота и сложность резьбы,завист от плотности дерева..Орех ?Тогда он должен быть очень плотным(спелым)как говорят..с хорошей выдержкой ..По черному дереву лучше работать борами,местами подправляя штихелями..Наверное я неправильно понял Ваш вопрос?Но исходя из Вашего поста,я эти многобуков и написал.

кент: Не совсем так.. Граверавке подлижит практически любой материал...металл,камень,стекло,дерево,пластмасса,кость.Вот я и подумал,может можно обойтись без резцов по дерево начав со штихелей,ну хотябы на первом этапе освоения древесины.Резец по дереву сложен в изготовлении,купить их нет денег.Может можно обойтись без них?

Rarog: кент пишет: Резец по дереву сложен в изготовлении Ну, если у Вас первый этап освоения древесины, то можно наделать резцов из растяжек зонтика или из тех же надфилей. Ни то, ни другое ковать или штамповать не надо - растяжки просто подкалить, а если нужна клюкарза, то раскалить на газпечке и придать нужную форму (тоже самое и с формой самого резца - раскалить и придать нужную форму - уголок, полукруг и т.д.). С надфилями посложнее - отпустить и другим надфилем выточить необходимый профиль: уголок - треугольным, полукруг - круглым и т.д..

Муса: орех,Вы штихелями " граверовать" не сможите!Ну не режут дерево штихелями!Во всяком случае "мягкие"породы.А если что и получится прорезать на орехе,результат будет неважный.Рарог правильно советует,никто и,в начальной стадии освоения резьбы,гравировки,не покупает дорогой инструмент.Его надо делать из подручных материалов,надфили,напильники,для ножей -косячков,подойдет полотно от старой совдеповской пилы,мех пила,-порезать в лапшу на стамесочки.Ну и в процессе освоения техники резьбы,материал и сама работа Вам подскажет,какой вам нужен угол заточки,форма резца, и т.д.Удачи!И лучше пробовать,ошибаться ,анализировать ошибки..и продвигаться!

dimovengraving: И не надо (или скорее лишное) покупать дорогие инструменты. Сделанные стамески из 65Г , ШХ и др. с хорошей калки, будут служить на всю жизнь

Владимир: Муса,штихелями гравируют на дереве,но на очень твёрдых породах и торцевых срезах,гравюра на дереве,тоесть ксилография с последующим отпечатком на бумаге,но это графика, можно сказать,дерево тут как инструмент ,очень часто методом ксилографии художники печатают EX LIBRIS и гравюры -миниатюры.

dimovengraving: Да при ксилографию пользуются инструменты похожие на щихелей, и техника резания даже очень похож на техника ручного щихеля, но в свою суть это стамески: Действительно при твердых деревесин может резать и щихелем, но это скорее исключение, кажды материал хочет свое Владимир, однажды ты писал что на твоем пневмощихелем стамески пробовал . Поделись пожалуйста, помню что ты довольны остался тогда

putnic: dimovengraving пишет: что на пневмощихеле стамески пробовал . Поделись пожалуйста, помню что ты довольны остался тогда Пгневмограверы вполне подходят для резьбы. Но! Вопрос, что ими делать? Всю мышечную работу так и придется выполнять руками.

Владимир: Евгени,но для очень тонкой графики,тонких линий,проработки текста ,теней,штриховых линий используют штихеля по металлу,шпиц,мессер,такие больше для линогравюры тоже подходят. Пневмоштихелем пробовал стамесочками резать,реального ничего не делал,просто упражнялся,очень легко работать,думаю что в невысоком рельефе будет очень удобно,некоторые виды древесины возможно будет качественней резать пневмоштихелем чем бором.

кент: Ясно спасибо...Будем пробывать...По металлу вы меня наблатыкали-большое спасибо.Осталось с деревом подружиться.Я думаю нет особой разницы между металлом и деревом,теже методы и теже стили.Или я не прав?С металлом нет проблем из зонта делать не буду как вобщем и с термичкой.Вот у меня заготовочки под штихеля,правде ХВГ,кованая твердость 52-54 http://shot.qip.ru/00cjzR-46wVwQcjc/ Есть такие же,но из У10А только на работе.

маркетрист: Мусик, это тебе в папочку. Ты там у нас крутым гравёром заделался ( говорят С.И.Данилину на пятки наступаешь ) Мусик не забывай, что на рукоятках очень эффектно смотрится скримка, а лучшие твои друзья живут в Питере и рады тебе помочь .

Trionix: На форуме Сэма Альфано - http://www.engraverscafe.com/showthread.php?12254-The-importance-of-beveling-cuts нашел вот что: " Важность скошенных резов Что-то, что я действительно подчеркиваю студентам, является важность наклонных кромок. Эмпирическое правило с декоративной гравюрой состоит в том, что нужно скосить к внутренней части каждого элемента. Если Вы гравируете элемент листа, завиток (наклоните более серьезное) к внутренней части того листа. Результат состоит в том, что самая глубокая часть реза будет на внешней стороне и мелкой части к внутренней части. То, что видит зритель, является искриться легкого отражения от скошенных резов. Без скашивания работа может выглядеть плоской безжизненной. При шевелении предмета, легкие блики от резов искрятся, создавая красивый эффект. Иллюзия глубины - также плюс." Оригинал: The importance of beveling cuts Something I really stress to students is the importance of beveling cuts. The rule of thumb with ornamental engraving is that cuts should bevel to the inside of each element. Some students get confused about where the graver should roll to the right or to the left. Forget right and left. If you're engraving a leaf element, roll (tilt the graver) to the inside of that leaf. The result is that the deepest part of the cuts will be on the outside and the shallow part to the inside. If you're still confused, imagine a raised panel in a door and that should help you wrap your brain around it. What the viewer sees is the sparkle of light reflecting from the beveled cuts. Without beveling, the work can look flat an lifeless. As the object is moved, light plays off the cuts and sparkles, creating a beautiful effect. An illusion of depth is also a bonus. The engraving in this photo has no background removal, but at first glance it might appear to be deeply relieved. Care should be taken so that you don't accidentally stipple onto the beveled cuts. If you do, you can normally recut them to remove the accidental stippling. И картинка: До этого не встречал этой тонкости в книгах...

маркетрист: Скоро под влиянием Sema у нас здесь все станут гравёрами ( кроме кузнецов, конечно, этих уже за верстак не посадишь, хотя Трижды на и куёт и гравирует) и эта тема станет самой популярной на форуме ( после темы "Скримшоу", естественно ). Я здесь тоже учусь, как говорит Путник, шкрябать "чертилкой по металлу". Моя гравировка на складнике Андрея Григорьева: 1х1

маркетрист: Ждём выхода книги О.Семёнова и собираем материалы в папочку. На "зипушниках" очень удобно учиться. Металл там мягкий, а испортишь, так не дорого стоят. Заяц стрёмный. Дальнее ухо больше, чем ближнее, а защёчные мешки, как у хомячка. ( Я понимаю, художника обидеть каждый может ) Все уже бабки отослали за учебник? Или потом будем стенать на форуме: "Где взять книгу О.Семёнова?"-

маркетрист:



полная версия страницы